- Главная
- →
Кино- →
Кинотавр 2017: уши, заложники и короткий метрКинотавр 2017: уши, заложники и короткий метр
Ольга Белик / Александр ФолинФестиваль в Сочи перешел от Канн к Берлину и представил фильм Резо Гигинеишвили о грузинских террористах.28-й «Кинотавр» набирает обороты. На этот раз событием дня стал фильм «Заложники» Резо Гигиенишвили, показанный в одной из программ Берлинского кинофестиваля. Теперь он вошел в основной конкурс «Кинотавра».
В отличие от прочих конкурсантов, включая даже такого титулованного режиссера, как Борис Хлебников, Резо Гигинеишвили приехал в Сочи практически в ранге победителя: премьера «Заложников» прошла еще в феврале на Берлинале, была осыпана комплиментами (не стали исключением и наши американские коллеги), а количество стран, куда была продана картина, измеряется десятками. Впрочем, это не значит, что создатели криминальной драмы оказались в более комфортных условиях, потому что завышенные ожидания способны сыграть злую шутку, с кем угодно.
Представляя картину со сцены Зимнего театра, Гигинеишвили отдельно отметил, что кинематографисты научились радоваться за коллег, и атмосфера любви — то, что невозможно не почувствовать на Кинотавре. Финальные титры, которые зал отсидел до конца под овации и крики «браво», стали тому лучшим подтверждением.
Невозможно переоценить, насколько это было важно для интернациональной команды фильма. Достаточно сказать, что в наше время, когда, преследуя коммерческие интересы, фильмы по недавним историческим событиям снимают с серьезными отхождениями от реальной истории (из-за чего авторы нередко даже оказываются вынужденными менять имена главных героев), Гигинеишвили сделал все, чтобы ни в чем не погрешить против истины.
В основе картины лежит подлинная история попытки угона самолета, произошедшая в 1983 году в Грузии и ныне квалифицирующаяся как национальная трагедия. Тогда несколько молодых людей из уважаемых семей совершили вооруженных захват воздушного судна с целью сбежать из СССР. Все закончилось кровавой бойней, а большинство выживших террористов (как их, без сомнения, назвали бы ныне) было позже расстреляно.
«Прокат фильма в Грузии это что-то невозможное, — признался режиссер на пресс-конференции (при том, что картина стала в стране кассовым хитом. — THR). — Потому что эта история стала легендой, и я общался со многими очевидцами, которые настаивают, что именно из их квартиры Кока поехал в аэропорт в тот день». При этом прокат прошел успешно и, по словам Резо, победил все непобедимые в прокате картины - но это и понятно: здесь важна актуальность фильма для страны.
Составляющих успеха «Заложников» немало. Это и яркие актерские работы, и как всегда потрясающая музыка Гии Канчели, и завораживающе красивая картинка, созданная оператором Владом Опельянцем, и конечно, режиссура. Гигинеишвили, ранее известный жанровыми фильмами, рассчитанными на массовую аудиторию, неожиданно для многих снял авторское кино, которое с равным успехом может заинтересовать, как фестивальную публику, так и простых зрителей.
Гости фестивальной премьеры фильма - в нашей галерее:
Резо Гигинеишвили рассказал нам о фильме, его цветовой гамме и о свободе:
«Голова. Два уха»
В деревне живет простой парень Иван Сергеевич. Работает скотником, спит в фургончике. Однажды в студеную зимнюю пору в деревню приезжает мужик на хорошей машине и предлагает Ивану работу в городе. Тот мгновенно соглашается, бежит за паспортом – и мужик увозит Ивана в новую жизнь. Искушенный зритель сразу же ждет беды – и, конечно, не обманывается, в отличие от добросердечного наивного Ивана. В городе – это Воронеж – его берут в оборот и заставляют набрать множество микро-займов, а потом бросают.
Для режиссера Виталия Суслина это – второй полный метр и не первое появление на «Кинотавре»: он – активный участник конкурса короткого метра. История, которая легла в основу нового фильма – реальная, более того, прототип Иван Лашин написал по мотивам своих реальных событий сценарий вместе с Виталием и сам сыграл себя. От этого возникает ощущение практически документального кино. Повествование бесхитростное, как сам герой: вот он пересекает сугробы деревни, вот кормит телят, вот уже и в городе, примеряет костюм и попадает из одних плохих рук в другие – но умудряется выйти сухим из воды и без больших потерь. И в деревню даже возвращается все таким же – а не сломанным и злобным. Зритель выдыхает, но, по словам режиссера, это вовсе не хэппи-энд. Иван хотел уехать из деревни и был вынужден в нее вернуться вопреки стремлению к лучшей доле. «Мы снимали в настоящем колхозе, в родной деревне Ивана, там его вагончик, его коровы. Мне было важно показать, что там сегодня за жизнь. Прошло сто лет после революции, в течение которых столько жизней было положено во имя колхозов – и во что сейчас он превратился? Колхозы уничтожены. Коров люди берут для того, чтобы получить землю – дохода они не приносят. Коровы в итоге этакие мертвые души там. Я хотел показать, что в деревне у нас нет Отечества, как нет его и в городе. Вот эта тема очень важна для фильма».
Иван Лашин признается, что пошел на такую откровенность о своей жизни не ради славы, а потому, чтобы люди не повторяли его ошибок. Отбирать у него нечего – но он все равно живет в постороннем страхе. Суслин поясняет, что вся история случилась с Иваном очень быстро: они давно знакомы, Лашин снимался в него в картине «Сны», и «приключение» произошло буквально за считанные дни в перерыве между общением друзей. «Мне стало очень страшно и реально больно. То, что произошло – это не вина Ивана. Если бы со мной такое случилось – то понятно, что я знаю современный мир, и у меня был бы выбор, но Иван – очень архаичный герой и очень искренний человек».
У фильма в результате при всей бесхитростности – очень много пластов: и развал деревни, и тотальная безработица, и пресловутое отсутствие Отечества, и проблема маленького человека. Финал у этой истории открыт – и это намеренное решение режиссера: Иван вернулся домой и закутался в свое одеяло, словно в свою маленькую уютную жизнь. «Для меня это – некое очищение, - говорит Суслин. – Это этап или некий рубеж. Здесь и сейчас – лучше, и здесь – тишина».
Такой короткий метр
На фестивале завершился один из самых любопытных и важнейших конкурсов – «Короткий метр». Именно из него вырастают потом большие отечественные режиссеры – именно короткий метр не стесняются снимать режиссеры уже именитые. Звездные актеры тоже с большим удовольствием соглашаются играть в короткометражках – это большое поле для эксперимента . Более того, многие актеры переходят в режиссеры и продюсеры короткого метра – например, так было с Кириллом Плетневым: его «Мама» получила «Золотого орла», а полный метр «Жги» теперь – в конкурсе «Кинотавра»). В общем, к участникам короткого метра надо внимательно приглядываться.
В этом году на фестивале – рекорд: 28 фильмов в программе. Ее куратор Ирина Любарская отмечает, что она разнообразнее и интереснее, чем в прошлые годы. Темы фильмов – разнообразнейшие, но лидируют, конечно, отношения: любовь в семье, любовь друг с другом. Тем не менее, триумфатором «Кинотавра» по количеству призов стал фильм «Лалай-балалай» Руслана Братова: ему достался приз программы «Такое кино», продюсерский центр «Яндекс. Такси» совместно с КиноПоиском вручили Братову за лалай миллион рублей и приглашение стать одним из режиссеров своего киноальманаха про такси – ну, и главный приз конкурса ушел ему же. Зрители утопили такое решение в овациях – на просмотре фильм также сорвал оглушительные аплодисменты. Это 13-минутная история загула белых воротничков и их бравого босса Маратыча: гоп-компания по пьяни забралась ночью на карусель и крутилась там до утра, не в силах отключить адскую машину. Из анекдота Братов вместе с Григорием Добрыгиным (известным нам по «Как я провел этим летом») сделали уморительный роад-муви вперемешку с триллером под отличный саундтрек, в сжатую форму уместив весь мощный лалай-балалай русского мужика. Добрыгин не только соавтор сценария – но и продюсер фильма вместе с Павлом Карыхалиным и Сергеем Яхонтовым.
В спину лалаю дышала картина «Молоко» Дарьи Власовой, победительницы конкурса прошлых лет. Фильм удостоился специального упоминания жюри конкурса «За точную реализацию замысла» – он подкупил его «тонкостью чувствования социальных проблем общества в целом». Также «Молоко» получило главный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «За художественное преобразование сюра реальности в сюрреализм в искусстве». Это сюрреалистическая картина о том, как в городской квартире внезапно материализовалась корова. Корова не ест, не пьет, не гадит – она просто есть. Семья, в чью квартиру корова попала, поначалу относится к ней добродушно, но внезапно против коровы ополчается дед, и корове приходит конец. В совершенно стерильной квартире корову в итоге забивают и съедают – так и не получив от нее молока.
Основное жюри также отдало диплом за поэтическую интонацию фильму «Первый» Ладо Кватании – забавной истории о том, что на самом-то деле до Гагарина в космос летал другой человек, просто когда он упал на Землю, его никто не нашел, и в итоге на орбиту запустили другого космонавта.
Гильдия киноведов и кинокритиков России отдала свой приз «За искусство реанимации в кино и в жизни» фильму «Время жить, время умирать» Михаила Полякова – черной комедии с Гошей Куценко в главной роли, он же – в числе продюсеров картины.
И снова «Яндекс. Такси» - компания не смогла остановиться и выбрала еще одного победителя – в том числе и за сильную сценарную работу: «Половинки» Байбулата Батуллина – романтической истории о том, как незнакомая девушка буквально примагничивается к незнакомому парню: режиссер очень забавно реализует метафоры о половинках и едином целом в любви. Теперь он – второй участник киноальманаха «Из точки А» про истории в такси.
Партнерами фестиваля «Кинотавр» в этом году стали: крылья фестиваля S7 Airlines, Max Factor - официальный визажист кинофестиваля «Кинотавр», Mercury - ювелирный партнёр, San Benedetto -официальная вода кинофестиваля «Кинотавр», Wella - официальный бьюти-партнер фестиваля «Кинотавр».
Материалы по теме
«Заложники» большого кино: Будни пиар-агента на Берлинале
03 марта 2017 / Елена СлатинаСпециально для THR пиар-агент фильма «Заложники» рассказывает, каково это — представить картину на фестивале класса А.
Комментировать«Кинотавр 2017»: танго, счастье и феминисткий блокбастер
09 июня 2017 / Ольга Белик28-й «Кинотавр» открылся фильмом Павла Чухрая, запустил счастье на орбиту и начал конкурс с маленького скандала.
Кинотавр 2017: тесная прорубь нелюбви
10 июня 2017 / Ольга БеликНа 28-м «Кинотавре» показали два фильма-призера Каннского кинофестиваля – в конкурсе и вне его.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: