«Кинотавр 2018»: два билета, тайга и живопись

«Кинотавр 2018»: два билета, тайга и живопись
Команда фильма «Ван Гоги» на «Кинотавре 2018»

29-й «Кинотавр» набирает обороты: в конкурсе дебютов показали картину выходца из короткого метра фестиваля Тимофея Жалнина, в кино вернулся Сергей Ливнев, а Дмитрий Месхиев снял картину о милосердии.

Двое в тайге

У Андрея (Антон Момот) и Нади (Татьяна Полосина) – кризис отношений. Отчасти он связан с тем, что девушка бесплодна и не может родить своему мужу ребенка. Чтобы преодолеть трудности и справиться с недугом, пара решается на рисковый поход на озеро вглубь тайги. За всеми их передвижениями «большим братом» следит отец Кати – деспотичный и властолюбивый миллиардер и владелец компании «Кронос», в которой работает Андрей. 

Во время похода пара понимает, что отношения между ними испортились настолько, что обратно уже ничего не вернуть. Надя в отчаянии сбегает от парня в непроходимые леса, а тот, испугавшись, что его убьет отец девушки, пускается в бега. Герои снова найдут друг друга в тайге, но это будет встреча уже других людей.

«Двое» — полнометражный дебют режиссёра Тимофея Жалнина, который привлек для работы команду молодых артистов. Как раз режиссёрская сторона фильма — его главное достоинство. Жалнину удалось реалистично показать сложности некогда влюбленной пары, которая оказалась в весьма необычных жизненных обстоятельствах — потерялась в диком лесу. Лес, кстати, выглядит в фильме невероятно красиво, а общие кадры тайги, небо и горные реки вызывают искренний восторг. 

Хорош дебютант-режиссёр и в монтаже. Картина сделана с большим количеством флэшбеков, которые поочередно рассказывают о жизненном пути каждого из героев. Все они сделаны стильно и гладко и виртуозно переходят от прошлого к настоящему. Флэшбеки совсем не «рвут» фильм на части не и путают зрителя в сюжете, а наоборот, как раз делают его насыщенным, интересным и помогают раскрыться.

Также органично смотрятся и сами отношения молодых людей — особенно диалоги между ними. Даже когда Надя наотрез отказывается общаться с отцом или Андреем — это происходит очень убедительно. Несмотря на все происходящее, вокруг героев создается атмосфера некоторой натянутости и в то же время эмоционального ренессанса.

На сегодняшний день «Двое» — главный фаворит конкурса «Кинотавр. Дебют», и один из самых сильных проектов фестиваля вообще.

Команда фильма на премьере

Раз Ван Гог и два Ван Гог

Марку 52 года, он художник-неудачник, с рождения живет с иголкой в голове и ощущением никчемности, поскольку его отец — властный дирижер-гений Виктор Гинзбург, которого домашние зовут Ваше Величество. Их отношения — жгучая смесь любви и ненависти: Марк обвиняет отца во вранье и сломанной жизни, тот считает, что как раз сделал все для сына-ничтожества. Как-то Марк приезжает к отцу в Ригу в гости и замечает, что у того странно подрагивают руки. Диагноз неутешительный: деменция. Марку приходится проводить время с отцом и вновь копаться в своем детстве и своей жизни, выясняя, откуда у него все-таки иголка и кто его мать.

Кадр из фильма «Ван Гоги»

Сергей Ливнев снял фильм после долгого перерыва, решив окончательно завязать с режиссурой. Но, по его словам, Алексей Серебряков с женой подбили Ливнева на еще один сценарий и фильм. Изначально он писался про отношения сына и матери, однако Ливневу попросту не удалось найти актрису на роль стремительно стареющей в кадре женщины — единственно подошедшая отказалась от такого эксперимента за 10 дней до начала съемок. Тогда Ливнев придумал заменить мать на отца, тут же отправил сценарий Даниэлю Ольбрыхскому, тот согласился — и в итоге история была переписана. Ничего автобиографичного в ней нет, кроме чувств об отцах и детях.

Перед нами — два героя: один из них всю жизнь подавлял близких, другой из-за этого так и не смог встать на ноги и найти в этой жизни свое место. Ливнев снял очень трогательную, в чем-то пронзительную, красивую — но невероятно театральную и архаичную картину. Так снимали в 90-е: постановочные сцены, красивые, но литературные диалоги и актерская манерность. Монолог-диалог главных героев идет 3 минуты, во время которого так и видишь театральную сцену. Возможно, так вышло, потому что фильм еще и об этом — некой искуственности жизни деятелей искусства. Подчеркивает это «Лакримоза», которую исполняет дирижер: Ливнев знал, что это невероятно заезженный трек, но в итоге все-таки взял его в картину, поскольку для него она как нельзя лучше подходит Его Величеству.

Алексей Серебряков утверждает, что изначально ужасно волновался перед началом работы с Ольбрыхским. «Я испытывал настоящий трепет: 13 картин с Анджеем Вайдой говорят сами за себя. Но, выяснилось, что Даниэль тот еще и подарок: хватает за жопу гримерш, поет песни Высоцкого, очень активный и чрезвычайно жизнелюбивый человек — и в какой-то момент я понял, что мы можем с ними даже посоперничать, и это будет на пользу картине. Получается история двух львов: один реализовался за счет всего остального — близких, родных, жен, а другой к 52 годам пришел к полной растерянности и пониманию, что жизнь надо заканчивать, потому что ничего хорошего он сделать не может. Мне очень нравится этот дуэт. Картина очень нежная, трогательная, она не в тренде сегодняшних запросов, не социальна, в ней все очень просто».

Ливнев признался, что сильно резал сценарий, потому что после долгого перерыва ему хотелось очень многое рассказать. К сожалению, это ощущение осталось в фильме: он действительно пытается поговорить с нами о многом. Дополнительные персонажи, обилие воспоминаний, вранья героев друг другу очень утяжеляют картину и запутывают зрителя. Драма двух людей растягивается и растягивается во времени и пространстве — герои живут в Риге и Тель-Авиве — отчего в какой-то момент становится попросту скучно. Тем не менее, «Ван Гоги» — очень теплый фильм о близости и крушении судеб с настоящей чеховской интонацией.

Команда фильма на премьере

Смерть и дева

Сирота Люба заканчивает интернат и планирует уехать в Питер учиться на стюардессу. У Любы есть взрослый парень и поклонник из одноклассников. Внезапно выясняется, что у Любы есть и  отец — он 15 лет сидит в тюрьме за то, что убил любину мать. Узнав такое, Люба берет у друга пистолет и едет искать отца, чтобы его убить.

«Два билета домой» — сценарный дебют Сергея Гармаша, сыгравшего в картине того самого отца-убийцу. Вместе с Дмитрием Месхиевым они разработали идею и сценарий, затем к проекту подключился канал Россия — ну, и все понятно: из хорошей драйвовой истории кино превратилось в сериальный продукт с чудовищным монтажом, затянутыми сценами, жутким саундтреком и амбициозностью, заявленной с титров, где название фильма появляется дважды. Достаточно сказать, что в финале на драматической по смыслу сцене воссоединения отца и дочери (это не спойлер — о таком раскладе зритель догадается сразу же, узнав о существовании папы) звучит композиция «Люби меня, люби», и публика хохочет в голос вместо того, чтобы пускать слезу.

Кадр из фильма «Два билета домой»

Певец бандитского Петербурга, Месхиев, по его словам, намеренно уходил от совсем уж чернухи, которой зритель наелся сполна. Отсюда фильм завис где-то между наивным романтизмом и той самой жестью: Люба по пути к отцу и возвращению домой постоянно попадает в передряги, которые заканчиваются хорошо, никак не влияют на сюжет и героев и смело могли быть вырезаны. Усидеть на двух стульях не вышло: в итоге все метания героини выглядят нелепо, несмотря на прекрасную работу Марии Скуратовой, полную какой-то совершенно дикой энергии. Не менее нелепы визуальные отсылки к «Леону» Люка Бессона: художник по костюмам зачем-то выдал Любе чокер, как у Матильды, который она носит, не снимая. Вообще все в этом фильме настолько фальшиво, настолько неумело заигрывает с молодой публикой, что возникает неловкое недоумение. Единственный свет в окне — хорошие живые работы дебютантов Скуратовой и Камиля Хардина, который ради съемок в эпизоде в предыдущей картине Месхиева прошел 60 км пешком ночью, чтобы успеть из Пскова. Сергей Гармаш выдает традиционно мощный уровень, но мы все это уже видели.

На пресс-конференции Месхиев пояснил основной месседж картины: «Я хотел сделать фильм о милосердии, о необычайном желании и стремлении каждого иметь близкого человека. Это для меня — одна из главных позиций в жизни». Месседж, к сожалению, погиб под шквалом деталей и неспособностью бить себя по рукам на монтаже. Растянутый роуд-муви о поисках ближнего своего зритель сможет оценить с 25 октября, когда кино выйдет в прокат.

Гости на премьере фильма — в нашей галерее:

Материалы по теме

  • «Кинотавр 2018»: дар лета и Анна на войне

    04 июня 2018 / Редакция THR Russia

    29-й «Кинотавр» открылся фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова, показал оригинальный художественный дар и умение маленькой девочки выживать на войне.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: временные трудности Миры и Лизы

    05 июня 2018 / Редакция THR Russia

    Фестиваль в Сочи показал фанфик «Нелюбви», разрушенный Донбасс и человека, победившего ДЦП.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: на фестивале назвали победителей конкурса короткого метра

    06 июня 2018 / Редакция THR Russia

    Главный приз получила картина «Календарь» Игоря Поплаухина.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора