«Кинотавр 2018»: временные трудности Миры и Лизы

«Кинотавр 2018»: временные трудности Миры и Лизы
Риналь Мухаметов и Илья Рязанов на премьере фильма «Временные трудности»

29-й «Кинотавр» продолжился дебютным фильмом и двумя картинами из основного конкурса, а также показал второй блок короткого метра.

Пусть всегда будет Лиза

Любящая пара Егор (Виктор Потапешкин) и Катя (Елена Махова) уже семь лет пытаются зачать ребенка, но у них это никак не получается. Их супружеская жизнь проходит под крышей матери главной героини (Наталья Павленкова) — зажиточной и скупой на эмоции дамы. Однажды она попадает в больницу после инсульта и решает позаботиться о наследстве. Несмотря на то, что Егор и Катя вкладывают все свободное время и силы в дачу, загородный дом мать хочет переписать на родного брата-бездельника героини (Алексей Розин). Мотивировка такая — ты и сама всего добьешься. Обидевшись на несправедливость со стороны родственников, Катя решается на очень отчаянный поступок.

«Пусть будет Лиза» — первый полнометражный фильм молодого режиссёра Игоря Каграманова, который два года назад привозил на «Кинотавр» короткометражку «Все в ящик». Дебютировать ему удалось благодаря продюсеру Арсену Готлибу, которому очень понравилась работа Каграманова «Машка». «Я нашёл режиссёра, который любит простых людей и умеет им сопереживать», — рассказал он.

Команда фильма на премьере

История «Лизы» совсем не нова. Дети бьются за наследство своих родителей. Дети ссорятся со своими родителями из-за непонимания. Об этом нам совсем недавно рассказывали Андрей Звягинцев в фильме «Елена» и Кантемир Балагов в «Тесноте». У режиссёра Каграманова получилось объединить две темы в один фильм, но вот оригинальным получиться не удалось. Даже исполнитель одной из главных ролей — Алексей Розин — практически в одно время снимался и в «Лизе», и в «Елене».

Сам режиссёр от такого сопоставления открещивается и говорит, что никакую кальку не делал. Однако сравнение со Звягинцевым признает очень лестным. «Знаете, меня сравнивают со Звягинцевым, а его сравнивали с Тарковским. Поэтому…», — шутил на пресс-конференции Каграманов.

Главной составляющей фильма является актёрская игра. В первую очередь, важна главная героиня и исполнительница её роли Елена Махова. За полтора часа экранного времени персонаж Маховой успевает пройти невероятно длинную в эмоциональном плане дорогу — от тотального счастья и уверенности в завтрашнем дне до состояния, когда сложно взглянуть на себя в зеркало. Треть фильма Катя проводит одна, полностью отстранившись от других героев истории. Так она сосредотачивается на своих внутренних переживаниях и пытается понять, какой же она на самом деле человек и как далеко способна зайти.

Елена Махова в фильме «Пусть будет Лиза»

«Признаюсь, мне было сложно играть. Я долго не могла понять, что моей героини делать с жизнью дальше. Но потом мне на репетиции помогла фраза режиссёра. Он сказал: „Представь, что у тебя есть вишневый сад, и вот его решили отобрать. Что ты будешь делать?“» — объясняет Махова.

«Пусть будет Лиза» оставляет смешанные ощущения достаточно добротного исполнения, но при этом отсутствия живости и оригинальности. Из тени «Елены» проекту Каграманова выйти точно не удастся.

Мире — мир

Серб Мира — Мирослав Рогач живет в Лондоне и по скайпу общается с блондинкой из Донбасса. Она просит переслать ей 200 долларов — сумму, которая для Миры подъемна. Но он хочет приехать, а он — против. Он все-таки выбирается в Донбасс, где внезапно находит себе дело жизни: восстанавливать разрушенные памятники Ленину. Далее мы видим жизнь людей в разбомбленном городе, слушаем диалоги Миры с местным населением и выясняем, что он прошел войну, совершил два убийства, отсидел и считает, что война лучше мира.

Денис Шабаев — ученик школы документального кино Марины Разбежкиной, и «Мира» изначально — часть альманаха «20:17», снятого к юбилею Революции. В новелле не было любовной линии: история концентрировалась вокруг странного желания Миры восстановить памятники, ставшие для него символом стабильного прошлого. И в рамках альманаха эта история выглядела максимально собранной и четкой: бывший военный восстанавливает мирное советское прошлое. В полном метре детали и добавленное время утяжелили фильм и размыли жанр — хотя на самом деле, по словам Шабаева, он изначально написал и снимал полный метр, а для альманаха был вырезан фрагмент с лишь одной линией: восстановлением памятников. Шабаев утверждает, что экспериментировал с сочетанием игрового и неигрового кино — что было прекрасно в короткой новелле, но сбивает с толку в полнометражном проекте. В основе картины лежит реальная история Мирослава, который в фильме сыграл самого себя и в то же время — некий конструкт, собирательный образ человека, для которого война стала жизнью. Зная это, сложно сформировать отношение к происходящему: режиссер высказывает какую-то свою мысль или же просто фиксирует события?

Кадр из фильма «Мира»

Если отвлечься от смешения реальностей, то перед нами на самом деле — грустная история не столько конкретного Миры, сколько побитого войной человека вообще. Люди, с которыми сталкивается герой, также живут в условиях не-мира: они вынужденно, он — добровольно. И Шабаев показывает их без осуждения и ненависти, а просто и буднично, и каждый маленький человечек несет свою правду, вызывая если не сопереживание, то сочувствие уж точно. В таком контексте название фильма можно воспринимать и как призыв: мира всем и каждому, и пусть никто не уйдет обиженный. Хотя Шабаев утверждает, что для него в этой истории как раз нет симпатичных героев, которым можно как-то сопереживать, и сам Мира — скорее, антигерой, который действительно думает, что «война — дело хорошее». «Все монологи про войну и русский мир — это его настоящие мысли и слова, мы просто старались их сохранить в фильме так, как есть».

Режиссер настаивает, что намеренно не занимал ничью сторону, и как раз поэтому на главную роль выбрал иностранца. Было очень важно показать пресловутый «русский мир» со стороны, глазами чужака. Как рассказывает Шабаев, на Донбассе сегодня много именно таких людей, как Мира — они приехали с разных концов бывшего Советского Союза и пытаются построить некое справедливое государство, как они его понимают. И сам Мира, и его киногерой хотел изначально устроить свою жизнь, найти женщину, завести семью — но проведя на Донбассе полтора месяца, совершенно разочаровался и в этой идее, и в людях, и в «русском мире». «Он талантливый человек, но не герой в смысле хорошего человека, которому можно сопереживать, — объясняет Шабаев. — С ним очень сложно работать, он воевал, убивал. Мне кажется, он отражает типичного человека, который приезжает на эту территорию. В процессе съемок мы поняли, что у него есть большая потребность в конфликте и враге — каждый из нас побывал за это время его врагом».

Финалом — небольшая сюрреалистическая зарисовка. Все памятники, которые реставрировали герои, были на самом деле созданы художником Валерием Архиповым. После съемок они остались на местах — и внезапно жители стали приходить к «памятнику» шахтерам, возлагать цветы, проводить какие-то концерты. «Мне кажется это очень показательным, — говорит продюсер картины Наталья Мокрицкая. — Люди поклоняются декорациям. Это отлично отражает нашу историю».

Команда фильма на премьере

Короткий метр. Блок 2

Мощный блок, в котором проходными кажутся даже достаточно крепкие работы — просто в сравнении с остальными. Так открывавшие блок «Безголовые» Нины Притулы — довольно симпатичный фильм, но не более того. Идея снять историю так, чтобы в кадре не было голов персонажей, не нова. В «Туфельках» Константина Фама вообще были только ноги, и сделано все было на порядок изящнее. То же можно сказать и про сюжет — историю служебного романа, завязавшегося на корпоративе.

Примерно такая же ситуация с другой романтической комедией — «Человек по акции» Никиты Левина, которая, наоборот, блок закрывала. Вроде бы все хорошо, но все прочие работы очевидно сильнее. Начиная с «Миллиарда» Евгения Дудчака — истории сколь гомерически смешной (в ней пожилой молдаванин обнаруживает, что его старый прогнивший туалет на улице после удара молнии способен перемещать его в любое место, напечатанное в газетных листах, нарезанных в качестве туалетной бумаги), столь и прекрасно снятой. Фильм сорвал заслуженные оглушительные аплодисменты и выкрики одобрения — наверное, самые громкие за два дня.

Тем не менее, очень приятное впечатление оставили и «Марсианские хроники нас нас нас» Анатолия Коблова, в которых роль 25-летней влогерши, косящей под циничного подростка, блестяще исполнила Паулина Андреева; и «Рука» Игоря Марченко, во многом берущая великолепно подобранным актерским составом и смачными образами, вовлечение в судьбу которых происходит почти молниеносно, и «Я нормальный» Михаила Бородина, герой которого изо всех сил пытается вырваться из душных объятий своего провинциального окружения — людей, ни к чему не стремящихся и почему-то считающих, что и ему не надо.

«Учитель» Максима Елагина — великолепная авторская самопрезентация, местами напомнившая «Простые вещи» Алексея Попогребского. Образ совершенно оторванного от жизни старика, преподавателя литературы на пенсии, вылеплен столь тонко, что растрогает даже законченного циника. Оригинальный проект «Прощай, любимый!» — 7-минутный монолог бесподобной Ксении Раппопорт, снятый сразу тремя режиссерами-дебютантами, самой Раппопорт, Павлом Капиносом и Александром Цыпкиным, который заявлен в титрах, как актер, и это прекрасная шутка для тех, кто посмотрел.

Драматическая история молодого врача, потерявшего в катастрофе жену и дочь, а вместе с ними и желание жить, которое накладывается на серьезную проблему со здоровьем, — «Соло» Константина Абаева — при том, что сюжетно кажется заимствованной понемногу из самых разных картин, безусловно, искреннее высказывание, вызывающее уважение.

Наконец, «Взятка» Алексея Харитонова — еще одна невероятно смешная и жизненная история, восхищающая своими неожиданными и многократными сюжетными твистами. В ней герой Михаила Трухина приходит к герою Сергея Бурунова (они вместе снимаются в сериале «Ивановы-Ивановы») дать взятку, чтобы закрыли дело о другой взятке.

Впереди третий и последний блок, и уже понятно, что жюри будет очень нелегко выбрать победителя.

Участники конкурса короткого метра

Временные трудности ДЦП

Саша Ковалев был желанным ребенком, но радости его появление на свет ни у кого не вызвало. Детский церебральный паралич — это практически приговор. Но родители от него не отказались. Отец соорудил тренажер для развития рук, относился как к самостоятельному здоровому ребенку, отдал в обычную школу… Методы воспитания больше походили на пытки.

Мальчик много читал и вырос умным. Пионер Ковалев даже выиграл всесоюзную олимпиаду по математике, за что его премировали путевкой в «Артек». Вот только «в СССР инвалидов нет», и проехавший через всю страну пацан на костыликах в буквальном смысле получает от ворот поворот. Артековский «апостол Петр» решает, что Саша не проходит фейс-контроль, и отправляет обратно.

Но Ковалев к тому моменту был уже не по годам сильным духом человеком. Никто так и не узнал, что ему не довелось искупаться в море и насладиться отдыхом в лучшем пионер-лагере страны. Вот только добрее мальчишку это не сделало. Взрослый, он уехал учиться в Москву и стал самым крутым бизнес-консультантом России, спасающим летящие в пропасть предприятия без излишних сантиментов. Как, например, завод его отца, которого Александр возненавидел за жестокость.

По заявлениям создателей и титру в его начале, фильм снят по реальной истории, но, кажется, никого особо не заботило то, насколько правдоподобной она выглядит. «Временные трудности» — вообще удивительно цельное в своей топорности произведение. В нем плохо практически все — прямолинейность авторской мысли, сценарий, режиссура, монтаж, — и, увы, в таком материале проявить себя не удается даже очень хорошим актерам, как то Ивану Охлобыстину в роли отца или Яну Цапнику, играющего его лучшего друга. Что уж говорить о плохих?

В картине нет людей — есть персонажи-функции. Образы даже центральных героев, включая самого Сашу Ковалева, остаются до конца не раскрытыми. Их взаимодействие полностью подчинено основному месседжу, к которому зрителя тянут на канате трактором, невзирая на ухабы и отчаянное сопротивление.

Впрочем, нельзя не сказать, что этот очевидно совсем не фестивальный фильм, целящий в первую очередь в простого зрителя, судя по горячим аплодисментам половины зала Зимнего театра, был встречен этим самым простым зрителем на ура. Все-таки когда тебе так старательно давят на жалость, устоять довольно трудно. И искренне переживая за несчастного ребенка, закрыть глаза даже на такую нелепость, как Риналь Мухаметов, играющий Сашу-старшеклассника (при всей молодости актера, тут никакой грим не поможет), и Виктория Соловьева, в силу безобразной работы гримера, совершенно не выглядящая мамой Ковалева в финале картины.

Риналь Мухаметов и Илья Рязанов

На пресс-конференции съемочную группу едва ли не разорвали. Многих смутила не столько даже художественная манера фильма, сколько тема инвалидности. Звучали вопросы «вам не стыдно?» и «как вы могли?» — критики настаивали, что герой Охлобыстина в картине показан тираном и абьюзером, а инвалидов в картине и картиной унижают. Авторы в ответ обратили внимание, что вся история и поступки отца, во-первых, основаны на жизни реального человека, бизнес-тренера Аркадия Цукера, и все методы воспитания были именно такими в его детстве. Во-вторых, по словам режиссера Михаила Расходникова, первая половина фильма построена так, что мы видим ситуацию глазами маленького мальчика, который обижен на отца, и поэтому тот выглядит едва ли не монстром. В финале нас возвращают в детство героя и показывают сцену, где отец объясняет сыну, почему он так с ним поступает. К сожалению, с этой идеей авторы не справились художественно, несмотря на то, что сам Цукер во время работы над фильмом испытал потрясение, все осознал и помирился с отцом.

Риналь Мухаметов считает, что отец в картине отражает саму жизнь и то, как она относится к людям с ограниченными возможностями. «Я невероятно благодарен таким людям, и фильм для меня — восхищение не отцом, а ими. Я обратил внимание, что, в отличие от всех нас, они умеют прощать. И я надеюсь, что зрители посмотрят фильм и, возможно, поймут, что нельзя вести себя так, как этот отец, что надо менять свое отношение к людям с ограниченными возможности и вообще много менять в подходе к ним».

В отличие от критиков, зрители на просмотре, как говорится, «утопили» картину в овациях. Но как бы ни аплодировали «Трудностям» на «Кинотавре», они оставляют железобетонную уверенность, что их не ждет ничего хорошего ни на фестивалях, ни в прокате: фильм выходит 11 октября.

Гости фестивальной премьеры фильма - в нашей галерее:

Материалы по теме

  • «Кинотавр 2018»: гид по фестивалю

    29 мая 2018 / Редакция THR Russia

    Эти фильмы еще никто не видел. О них мало, что известно. Но THR проанализировал всю доступную информацию, чтобы понять, что ждать от участников основного конкурса Кинотавра.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: церемония открытия и красная дорожка фестиваля

    03 июня 2018 / Редакция THR Russia

    29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» начал свою работу в Сочи.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: дар лета и Анна на войне

    04 июня 2018 / Редакция THR Russia

    29-й «Кинотавр» открылся фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова, показал оригинальный художественный дар и умение маленькой девочки выживать на войне.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора