«Кинотавр 2018»: гид по фестивалю

«Кинотавр 2018»: гид по фестивалю
Кадр из фильма «История одного назначения»

Ван Гоги

Россия, Латвия / 18+

Режиссер: Сергей Ливнев

В ролях: Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский, Елена Коренева, Полина Агуреева, Александр Сирин, Наталья Негода, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Евгений Ткачук, Савелий Кудряшов, Авангард Леонтьев, Анна Каменкова, Сергей Дрейден

Сергей Ливнев — опытный продюсер, на счету которого такие фильмы, как «Змеиный источник», «Страна глухих», «ПираМММида», «Статус: Свободен». Однако в 1990-е он снимал и как режиссер. Тогда вышли «Кикс» и «Серп и молот». «Ван Гоги» — первый фильм Ливнева-режиссера за почти четверть века, и даже символично, что в нем снялся Алексей Серебряков, сыгравший главного героя в «Серпе и молоте». Вот только если там он был результатом эксперимента по перемене пола, метростроевцем и депутатом, то тут художником-неудачником, всю жизнь воюющим со своим отцом (Даниэль Ольбрыхский), известным дирижером. Они друг друга бесят. Они друг друга любят. Когда становится понятно, что отец умирает, им приходится оставить старые обиды… Все это, вкупе с потрясающим актерским составом, делает фильм, как минимум, интересным.

Война Анны

Россия / 16+

Режиссер: Алексей Федорченко

В ролях: Марта Козлова

Душераздирающая история 6-летней девочки, которая чудом уцелела во время массового расстрела. У нее больше нет семьи, дома, ей некому помочь. Односельчане сдали Анну в руки оккупантов, но ей удалось ускользнуть и спрятаться у всех на виду — в неработающем камине немецкой комендатуры. Там она и прожила два года в ожидании освобождения родной деревни от фашистов. В фильме задействованы и другие актеры, но заявлена лишь одна — юная Марта Козлова, и это о многом говорит. Девочке пришлось не легче, чем Алексею Кравченко на съемках «Иди и смотри». Война, весь ее ужас, показаны глазами ребенка, и это сильнее, чем самые эффектные батальные сцены — с танками, самолетами и взрывами. Картина снята без господдержки командой выдающихся кинематографистов. Это режиссер Алексей Федорченко, создатель таких прекрасных работ, как «Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жену луговых мари» и «Ангелы революции». Это соавтор сценария Наталия Мещанинова (участвующая в конкурсе с собственным фильмом «Сердце мира») — автор «Аритмии». И оператор Алишер Хамидходжаев, снимавший «Жить», «Звезду» и ту же «Аритмию». Есть уверенность, что, несмотря на то, что в этом году конкурс невероятно сильный, без призов «Война Анны» не останется.

Временные трудности

Россия / 16+

Режиссер: Михаил Расходников

В ролях: Иван Охлобыстин, Риналь Мухаметов, Виктория Соловьева, Ян Цапник, Илья Рязанов, Ирина Малкова, Ирина Пегова, Николай Ковбас

Как относиться к сыну, родившемуся с тяжелой болезнью? Жалеть? Игнорировать? Отец Саши счел, что лучшим будет относиться к ребенку как к здоровому, ставить перед ним невыполнимые задачи. Только так он сможет вырасти полноценным человеком. Так и вышло, но сын возненавидел отца, и однажды настал момент, когда у него появилась возможность отомстить… Михаил Расходников, для которого это вторая работа после «Эластико» (2016), снял историю преодоления и взросления, а главное, как и «Ван Гоги», классического конфликта отцов и детей, когда первые знают, как лучше, а вторые не в силах этого понять. Это, безусловно, одна из самых зрительских драм в конкурсе — достаточно сказать, что она создана на студии Enjoy Movies, специализирующейся на развлекательном кино (предыдущий ее фильм — «Защитники»).

Два билета домой

Россия / 18+

Режиссер: Дмитрий Месхиев

В ролях: Мария Скуратова, Сергей Гармаш, Камиль Хардин, Евгений Ткачук, Наталья Суркова, Ирина Рахманова, Ирина Розанова

Возвращение на Кинотавр Дмитрия Месхиева. «Два билета домой» — уже шестая его работа, участвующая в конкурсе главного фестиваля российского кино. Первым был альманах «Прибытие поезда» (1995), где новелла Месхиева соседствовала с лентами Алексея Балабанова, Владимира Хотиненко и Александра Хвана. Он получил тогда Приз гильдии киноведов и кинокритиков и Премию ФИПРЕССИ. Потом были «Американка» (1997), «Женская собственность» (1999), «Механическая сюита» (2001) и «Человек у окна» (2009, приз за лучшую женскую роль Марии Звонаревой). В этот раз Месхиев привезет в Сочи историю о девушке Любе, которая росла в провинциальном интернате, думая, что она круглая сирота, и мечтая о том, что переедет в Санкт-Петербург и станет стюардессой. И вдруг выпускница узнает, что ее отец жив. И конечно, она решает его найти… Да-да, еще одна драма об отцах и детях. Но, кажется, так даже интереснее.

Дядя Саша

Россия / 18+

Режиссер: Александр Гордон

В ролях: Александр Гордон, Анна Слю, Никита Ефремов, Сергей Пускепалис, Изабель Эйдлен

Синопсис обещает «почти чеховскую историю», что на первый взгляд выглядит несколько самонадеянно, но по сути так и есть. Впрочем, кого в этом фильме больше — Чехова или все-таки Александра Гордона — вопрос не стоит. Авторская интонация, прекрасно знакомая всем по многочисленным телепередачам, который вел и продолжает вести Александр Гарриевич, считывается мгновенно. Действие происходит в загородном доме некогда успешного режиссера, который прямо там снимает свой последний фильм. Съемки — это вообще занятие коллективное, а тут и группа, и гости, и соседи — не соскучишься. И все равно царь и бог тут он — дядя Саша, какие бы аллюзии при просмотре не возникали. Остается добавить, что предыдущий фильм Гордона — «Огни притона» — получили на Кинотавре 2011 Специальный диплом жюри.

История одного назначения

Россия / 12+

Режиссер: Авдотья Смирнова

В ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Елизавета Янковская

Для Авдотьи Смирновой Кинотавр — дом родной. Она приезжала сюда еще в 1990-е как любимая сценаристка Алексея Учителя (у них пять совместных фильмов): сначала с «Манией Жизели» (1996), а потом с «Дневником его жены» (2000), получившим в Сочи Гран-при. Шесть лет спустя привезла свою первую режиссерскую работу «Связь» и получила приз за лучший дебют. С тех пор Авдотьей были сняты «2 дня» и «Кококо» (приз за лучшую женскую роль в нем разделили Анна Михалкова и Яна Троянова), прошло еще шесть лет, и вот… Сценарий «Истории одного назначения» основан на одной из глав книги литературоведа Павла Басинского «Святой против Льва» и повествует о реальном случае из жизни Льва Толстого. Тогда еще молодой граф выступает в качестве адвоката защиты на военном трибунале, чтобы спасти от расстрела невиновного солдата.

Мира

Россия / 16+

Режиссер: Денис Шабаев

В ролях: Мирослав Рогач, Александр Заславский, Архип Петров

Денис Шабаев — документалист, решивший попробовать себя в игровом кино. Этот же путь четыре года назад проделал Иван И. Твердовский, участвующий в этот раз в основном конкурсе Кинотавра уже в третий раз (см. ниже). Любопытно, что Денис, как и Иван, работал под продюсерским руководством Натальи Мокрицкой, а это уже достаточный повод, чтобы поставить галочку в списке фильмов, представляющий интерес. Шабаев снял фильм о Донбассе наших дней, то есть отталкивался от темы прекрасно знакомой многим документалистам и лично ему. В кадре — непрофессиональные актеры, играющие фактически самих себя. В итоге, получилась лента, максимально похожая на реальные кадры. Главный герой — словак Мира, который перебрался в Англию, но заскучал и отправился в ЛНР, чтобы заняться восстановлением разрушенных войной памятников советской эпохи.

Подбросы

Россия, Литва, Ирландия, Франция / 18+

Режиссер: Иван И. Твердовский

В ролях: Денис Власенко, Анна Слю, Данил Стеклов, Павел Чинарев, Вильма Кутавичюте, Александра Урсуляк, Максим Виторган

Как мы уже рассказали выше, Иван И. Твердовский участвует в основном конкурсе Кинотавра уже с третьей работой. Первая — «Класс коррекции»получила приз за лучший дебют и Приз жюри кинопрокатчиков, вторая — «Зоология»приз за лучшую женскую роль Наталье Павленковой и Приз гильдии киноведов и кинокритиков. Несомненно, к «Подбросам» будет приковано самое пристальное внимание. Главный герой болен редкой болезнью (как персонаж «Временных трудностей»), рос в интернате (как героиня «Двух билетов домой»), но едва ли его история будет похожа на прочие: уже взрослого, его неожиданно забирает домой мать, живущая в Москве, и там он становится лидером преступной группировки. Нам вот никакие ассоциации на ум не приходят. Ну не «Тряпичный союз» же, в самом деле!

Пушкин. Виски. Рон-н-ролл

Россия / 16+

Режиссер: Анна Матисон

В ролях: Сергей Безруков, Евгения Крегжде, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Александр Семчев, Мария Богданович, Дмитрий Хрусталев, Виктор Бычков, Соня Евстигнеева, Ярослава Дегтярева, Александр Тютин, Полина Гагарина, Леонид Агутин

Уже третья работа Анны Матисон, которая поборется за призы Кинотавра. Первыми были ее полнометражный игровой режиссерский дебют «Сатисфакция» (2010) и хоть и не получившая наград, но удостоенная весьма лестных отзывов драма «После тебя» (2016). В этот раз Анна, вновь заручившись поддержкой своего мужа Сергея Безрукова (это их четвертая совместная работа), взялась за повесть Сергея Довлатова «Заповедник», действие которой перенесено в наши дни. Ее главный герой Константин сбегает от проблем в заповедник «Михайловское», где пытается осмыслить свою жизнь и найти вдохновение. А в фильме он автор песен и виртуозный гитарист. И кстати, мы о картине уже писали.

Русский бес

Россия / 18+

Режиссер: Григорий Константинопольский

В ролях: Иван Макаревич, Григорий Константинопольский, Любовь Аксенова, Виталий Кищенко, Виктория Исакова, Юлия Ауг, Тимофей Трибунцев, Александр Стриженов, Ксения Раппопорт, Максим Виторган, Михаил Ефремов

Григорий Константинопольский стал известен еще во времена зарождения российского кинопроката, сняв практически культовую криминальную комедию «Восемь с половиной долларов» (1999). Следующий фильм — «Кошечка» — вышел лишь спустя десятилетие. И хотя всего через год состоялась премьера «Самки», со съемками полного метра Константинопольский притормозил на восемь лет. «Русский бес» — вполне типичная для Григория сатира на современное общество потребления, завернутая в обертку истории любви небогатого парня Святослава к девушке Асе, чей отец управляет крупным российским банком. Разумеется, подобный мезальянс толкает Славу на не самые благоразумные поступки, а сюжет закручивается по несколько сюрреалистической спирали — как в «Пьяной фирме», где одну из главных ролей, как и тут, сыграл Иван Макаревич (без любимого актера Константинопольского, блистательного Михаила Ефремова, естественно, тоже не обошлось).

Сердце мира

Россия / 18+

Режиссер: Наталия Мещанинова

В ролях: Степан Девонин, Дмитрий Поднозов, Яна Сексте, Витя Оводков, Евгений Сытый, Екатерина Васильева

Как и Денис Шабаев и Иван И. Твердовский, Наталия Мещанинова начинала как документалист. В 2010-м сняла несколько эпизодов сериала «Школа», фишка которой и была в псевдо-документальности, а в 2014-м дебютировала на Кинотавре с игровой полнометражной картиной «Комбинат «Надежда». Параллельно писала сценарии, самым значимым из которых стала «Аритмия». И вот собственная работа, которая наверняка будет не менее тонкой и чувственной. Герой «Сердца мира», ветеринар Егор работает на тренировочной станции для охотничьих собак в некой отдаленной местности, и его сердцем мира является дом хозяина станции Николая Ивановича. Стать там своим — самая большая мечта парня, обожающего животных и не очень умеющего общаться с людьми.

Слоны могут играть в футбол

Россия / 16+

Режиссер: Михаил Сегал

В ролях: Владимир Мишуков, Соня Гершевич, Варя Пахомова, Саша Быстржицкая

Фильм позиционируется авторами как эротическая драма, и это практически все, что о нем известно. Михаил Сегал — человек немногословный, вот и тут: синопсис в одно предложение, который не дает ни малейшего представления о картине, бессюжетный меланхоличный трейлер… К этому можно добавить лишь то, что снимал Михаил картину, как всегда, по собственному сценарию, с ним работал его постоянный оператор Эдуард Мошкович. Среди продюсеров — Сергей Члиянц («Бумер», «Живой»), участие которого в проекте тоже дорогого стоит. Ну и конечно, нельзя не добавить, что предыдущие работы режиссера — «Рассказы» и «Кино про Алексеева» — также стартовали на Кинотавре. «Рассказы» были удостоены приза за лучший сценарий.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus