«Кинотавр 2018» объявил итоги: «Сердце мира» стал лучшим фильмом фестиваля

«Кинотавр 2018» объявил итоги: «Сердце мира» стал лучшим фильмом фестиваля

«Кинотавр 2018» изначально был невероятно многообещающим. Во-первых, в список участников основного конкурса попало рекордное количество именитых режиссеров (могло быть и больше, но некоторые попросту не успели закончить постпродакшн). Во-вторых, количество сильных дебютных работ оказалось столь большим, что оргкомитет фестиваля принял решение вынести их в отдельный конкурс. Это, несомненно, обнадеживающий факт, говорящий о том, что российское кино продолжает свое развитие, и у признанных мэтров растет достойная смена.

Печально лишь, что, если раньше дебютанты могли хотя бы в теории рассчитывать сразу на несколько призов (так, например, приз за лучшую женскую роль в прошлом году ушел Инге Оболдиной за фильм Кирилла Плетнева «Жги!»), то теперь ­— лишь на «Лучший дебют». Впрочем, это не означает того, что какая-то из дебютных лент может оказаться лучшей из всего, что показано на фестивале.

Чуть выровнялся по сравнению с прошлым годом и гендерный перевес. В 2017-м в полном метре был лишь один фильм, снятый женщиной — «Близкие» Ксении Зуевой, в 2018-м три из двенадцати в основном конкурсе («История одного назначения» Авдотьи Смирновой, «Заповедник» Анны Матисон и «Сердце мира» Наталии Мещаниновой) и два из восьми в конкурсе дебютов («Мертвые ласточки» Натальи Першиной и «На районе» Ольги Зуевой).

Что касается поднятых тем, то нельзя не заметить, что в этот раз практически нет фильмов на остросоциальные темы, — почти все картины говорят о проблемах между людьми. Большинство и вовсе концентрируются на историях отдельно взятых семей. Так сразу в нескольких лентах поднимается вечная тема конфликта отцов и детей. Эти отношения — токсичные по своей сути — восходят до патологий и пугающих отклонений, венцом которых, пожалуй, стала вроде бы вполне невинная и даже местами смешная лента Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол».

В «Ван Гогах» Сергея Ливнева отец, гениальных дирижер, всю жизнь третировал сына, искренне считая это заботой. Практически то же — во «Временных трудностях» Михаила Расходникова: там отец пытался вырастить «нормального человека» из сына-инвалида, зачастую применяя методы, которые можно назвать пыткой. В «Двух билетах домой» Дмитрия Месхиева дочь, выросшая в детдоме, мечтает отправить на тот свет отца, который отсидел 15 лет за убийство ее матери. В «Подбросах» Ивана И. Твердовского также забранный из интерната сын включается в смертельно для него опасный криминальный бизнес, чтобы заслужить любовь матери-кукушки. Эта же тема прослеживается и в дебютных работах — в «Глубоких реках» Владимира Битокова и «Пусть будет Лиза» Игоря Каграманова.

Поскольку участники конкурса дебютов — в основном, молодые люди, то нет ничего удивительного в том, что и темы, затронутые ими, близки зрителям их поколения. Это, прежде всего, взросление, мучительный и иногда поздний поиск себя, рефлексия и попытка ответить на вопрос, кто я, что делаю в этом мире и что могу ему дать.

Еще одна тема, которая прослеживается сразу в нескольких фильмах, — это эскапизм. И более того, бегство — от себя, невозможности социализации, личных проблем — конкретно в лес. В чащобу забредают герои «Временных трудностей», «Глубоких рек», «Двоих» и «Мертвых ласточек», а персонажи «Сердца мира» так и вовсе живут в лесу, который стал для них тем, что стало названием картины. Впрочем, вероятно, эта повторяющаяся сюжетная линия — не более, чем совпадение.

Ну, и закрылся фестиваль на куда более серьезной ноте, чем в прошлом году (тогда это была романтическая комедия «Про любовь. Только для взрослых»). Документальная лента Веры Кричевской «Дело Собчака», впервые показанная на Каннском кинофестивале, посвящена жизни и работе Анатолия Собчака — одного из родоначальников российской демократии. С момента его трагической гибели прошло уже 18 лет, а вопросов, связанных с его крайне непростой судьбой, остается по-прежнему много. Ответить на них — для себя и зрителей — пытается дочь политика Ксения Собчак.

 

Призы 29-го «Кинотавра»

Главный приз — «Сердце мира», режиссер Наталья Мещанинова

Приз «За лучшую режиссуру» — Григорий КонстантинопольскийРусский бес»)

Приз «За лучшую мужскую роль» — Степан Девонин («Сердце мира»)

Приз «За лучшую женскую роль» — Анна Слю («Подбросы»)

Приз «За лучшую операторскую работу» — Денис Аларкорн РамиресПодбросы»)

Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» — «История одного назначения», сценаристы Авдотья Смирнова, Анна Парнас, Павел Басинский

Специальный диплом им. М. Таривердиева «За музыкальное решение фильма» — «Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев

Приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России — «Сердце мира», режиссер Наталья Мещанинова

Приз «За трепетность таланта и чарующую женственность» — Ирина Скобцева

Призы конкурса «Кинотавр. Дебют» — «Кислота», режиссер Александр Горчилин, «Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков 

Главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» — «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин

Приз по результатам зрительского голосования — «История одного назначения», режиссёр Авдотья Смирнова

Специальный приз жюри «За создание образа войны глазами ребёнка» — Марта КозловаВойна Анны»)

 

Партнерами фестиваля «Кинотавр» в этом году стали: 

Крылья фестиваля — S7 Airlines 

Mercury — ювелирный партнёр

San Benedetto — официальная вода кинофестиваля «Кинотавр»

Wella Professionals, Max Factor, GHD и OPI — официальные стилисты «Кинотавра»

START — главная интернет-платформа для просмотра сериалов и фильмов на русском языке

Материалы по теме

  • «Кинотавр 2018»: дар лета и Анна на войне

    04 июня 2018 / Редакция THR Russia

    29-й «Кинотавр» открылся фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова, показал оригинальный художественный дар и умение маленькой девочки выживать на войне.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: кислота подбросов и слонов

    08 июня 2018 / Редакция THR Russia

    Фестиваль в Сочи, кажется, получил основного претендента на приз в дебютах.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: Лев Толстой и ласточки на районе

    09 июня 2018 / Редакция THR Russia

    Под конец фестиваля в Сочи показали самый, кажется, сильный фильм основного конкурса.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора