«Комната сына», «У нас есть папа!»и еще 4 фильма Нанни Моретти

«Комната сына», «У нас есть папа!»и еще 4 фильма Нанни Моретти
Кадр из фильма «Бьянка».

С 8 по 17 ноября в «Пионере» пройдет первая российская ретроспектива Нанни Моретти. Итальянский режиссер приедет в Москву, чтобы лично представить свои фильмы. THR выбрал наиболее любопытные ленты из его фильмографии, насчитывающей два десятка картин.

 

«Бьянка» (1984)

Режиссерская карьера Нанни Моретти началась еще в 70-е, и в каждом своем фильме он играл главную роль. Его персонаж был либо богемным студентом («Это бомба»), либо театральным актером («Я самодостаточен»), либо молодым кинематографистом («Золотые грезы»). Фильм «Бьянка» был снят в 1984 году, и интересен прежде всего тем, что Моретти несколько дистанцировался от автопортрета. В этой картине он играет учителя математики (которого тоже, впрочем, как и героев его предыдущих фильмов зовут Микеле Апичелла), прибывшего в новую экспериментальную школу. Учителя этой школы все до одного реформаторы, в зале отдыха установлены игровые и музыкальные автоматы, а ученики соблюдают высокие нормы прилежания и поведения. Микеле – педантичен, но одновременно и импульсивен, склонен, словно детектив, замечать любые мелочи, а также имеет странное хобби – наблюдать за влюбленными парами и даже составлять архив их отношений. Впрочем, вскоре сам Микеле знакомится с прекрасной молодой учительницей Бьянкой, с которой у него начинается мучительный роман. Все осложняется тем, что, будучи знатоком человеческих душ, Микеле контролирует отношения, не разрешая себе по уши увязнуть в этой новой любви. Ситуация еще и усугубляется тем, что параллельно происходят убийства его знакомых, и Микеле – главный подозреваемый. В этом драмеди с неожиданным финалом Моретти, порой склонный к дневниковому кино и саморефлексии, соблюдает каноны жанровости. Повествование не размыто, не усеяно бесконечными флэшбэками и отвлеченными сюжетными линиями — оно, как в психологическом романе, упорно двигается к феерической развязке.

«Дорогой дневник» (1993)

Кадр из фильма "Дорогой дневник".

Фильм, состоящий их трех несвязанных друг с другом частей, и представляющий собой тот самый дневниковый формат (о чем сразу же говорит название). В этой картине главный герой – сам Нанни Моретти. В первой части он разъезжает на своем мотоцикле «Веспа» по городу и наблюдает за архитектурой и прохожими. Моретти всегда был свойственен некий сталкинг (или, по крайней мере, его иллюзия) в режиссуре. Например, он пристает на улице к незнакомым людям с неожиданными вопросами, или останавливает мотоцикл на светофоре и начинает рассказывать водителю соседнего кабриолета о своих идеях. При этом мы понимаем, что это постановочная сцена, но выглядит все это эффектно. Во второй части сюжет вращается вокруг телевидения как оплота цивилизации 90-х, тем самым хорошо передавая дух времени. Моретти с приятелем на корабле путешествуют по островам Италии, и, находясь в подвешенном состоянии между работой и отдыхом, обсуждают многочисленные сериалы. Стационарный телефон – еще одна примета времени, которая тоже находится в центре внимания. Чем бы была тогдашняя цивилизация без телевидения и телефона? Аскетичной кельей без электричества, в которой приходится ютиться Моретти и его спутнику на безлюдном острове. В одном из эпизодов герои смотрят в баре «Санта-Барбару», а в другом спускаются от жерла вулкана к его подножию, чтобы поговорить с американцами о тех сериях, которые уже прошли в США, но еще не были показаны в Италии. После второй, самой комической части, третья («Врачи») заставляет пережить тревогу. По ночам Моретти преследует странный зуд, и, посетив с десяток дерматологов и аллергологов, он глотает кучу лекарств. Однако в итоге оказывается, что врачи не могли распознать лимфому (вид излечимого рака). Кажется, что эта многофункциональная исповедь изначально задумывалась, чтобы рассказать о драматических событиях в жизни режиссера. Моретти доверяет зрителю, и это бесценный опыт, который держит прикованным внимание на протяжении полутора часа.

«Комната сына» (2001)

Кадр из фильма "Комната сына".

Вообще характерная черта фильмов Моретти – их хочется досмотреть до конца, не смотря на то, идет ли в них речь о пустяковой прогулке по Риму или беспощадной трагедии, вроде смерти ребенка. В «Комнате сына» Моретти играет психоаналитика, переживающего смерть сына. Его героя бесконечно мучит чувство вины: несчастного случая можно было бы избежать, если бы он отправился с сыном на пробежку, а не поехал бы к пациенту. Безутешна жена и мать, старшая дочь ведет себя агрессивно во время баскетбольного матча и ее дисквалифицируют. Самому же Джованни (так зовут героя Моретти) все труднее и труднее проводить сеансы психоанализа: жалобы пациентов кажутся мелочными и бессмысленными по сравнению с тем горем, которое он переживает в данную минуту. Но жить становится немного легче после встречи семьи Джованни с девушкой умершего сына Андреа (с которой он, впрочем, был знаком всего один день). Это классическая драма, обогащенная множеством флэшбэков, кристальный реализм прямо из сердца режиссера. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь».

«Кайман» (2006)

Кадр из фильма "Кайман".

Смесь драмеди и политической сатиры. «Кайман» начинается кадрами вымышленного фильма категории «Б», которыми в 70-х славился продюсер Бруно Бономо. После провального фильма и долгого перерыва Бономо получает предложение снять картину о Христофоре Колумбе. Но из проекта внезапно самоустраняется режиссер, и Бономо прекращает съемки. Как выход – он предлагает студии другой сценарий, режиссерши-дебютантки. Но все не так просто: этот фильм в завуалированной форме критикует итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони. Ни одна компания не берется за производство. Одновременно у Бономо личная трагедия: жена и его бессменная актриса уходит от него. Вернее, они решают пожить в разных квартирах. Это решение очень трудно сказать маленьким сыновьям. В «Каймане» роль главного героя играет один из постоянных актеров Моретти Сильвио Орландо. Сам же Моретти появляется на экране в образе Берлускони. В эпизодах также можно увидеть Микеле Плачидо и Паоло Соррентино. Смелая и дерзкая критика политической власти современной Италии.

«У нас есть папа!» (2011)

Кадр из фильма "У нас есть папа!".

Но Нанни Моретти не останавливается на политической критике, и заходит на территорию религии. Новоизбранного кардинала Мельвиля, малодушно сбежавшего в тот момент, когда  он должен был произнести слово перед паствой, играет Мишель Пикколи. Моретти же вновь снялся в роли психоаналитика, на этот раз его миссия – убедить Папу Римского принять свои обязанности. В итоге Мельвиль, не чувствующий в себе силы быть первым после Бога, пускается в бега. Он снимает номер в гостинице и прибивается к группе актеров, ставящих «Чайку», потому что в юности мечтал быть актером. Фильм, неприветливо встреченный католическим сообществом, оказался пророческим. Ровно через два года Папа Римский Бенедикт XVI отрекся от престола. Таким образом, можно сказать, что Нанни Моретти не только всегда чутко держит руку на пульсе времени, но и может предвидеть некоторые остроактуальные события.

«Моя мама» (2015)

Кадр из фильма "Моя мама".

Героя Нанни Моретти вновь зовут Джованни, и он играет сына тяжело больной пожилой учительницы, о которой ясно, что она скоро умрет. Основной же сюжет строится вокруг Маргариты – сестры Джованни, режиссерши, переживающей личностный и творческий кризис. Маргарита снимает фильм и пригласила на главную роль голливудского актера (Джон Туртурро), который не в состоянии запомнить ни одной строчки сценария. Брак Маргариты распадается,  с дочерью – тоже  нелады. Тихий уход из жизни ее матери и вовсе выбивает из колеи, но также приносит в жизнь Маргариты много нового. «Моя мама» - это нежная драма, от которой сжимается сердце. Фильм, может быть, воздействует на зрителя не так сильно, как «Комната сына», но тоже заставляет досмотреть себя до конца.   

Посмотреть расписание и купить билеты можно здесь.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus