Конг: Эволюция образа

Конг: Эволюция образа
Кадр из фильма «Конг: Остров Череппа»

На мировых киноэкранах вовсю бушует «Конг: Остров черепа» – седьмая по счету и вторая в новой медиафраншизе MonsterVerse (после «Годзиллы») картина о великом и ужасном обезьяне, обнаруженном людьми на затерянном в океане острове. За 84 года своего существования образ Кинг Конга проделал путь от доисторического примата до исполинского богоподобного монстра и обратно, в каждом новом воплощении обрастая свежими чертами и отличительными характеристиками. Вспоминаем, как видоизменялся один из самых значимых персонажей мировой поп-культуры.

«Кинг-Конг» (1933)

История создания

«Горилла из ночных кошмаров, не чудовище и не человек, силой равная сотне людей» – именно таким был задуман Конг американским продюсером Мерианом К. Купером в конце 1920-х годов. Неудивительно, что идея о гигантской обезьяне, терроризирующей Нью-Йорк, пришла в голову человеку, успевшему сделать головокружительную карьеру военного летчика и зарекомендовать себя в качестве эксцентричного искателя приключений еще до того, как Говард Хьюз закончил школу. Мечта о покорении неизведанных земель долгие годы не давала Куперу покоя и до «Кинг-Конга» вылилась в две беспрецедентные по тому времени докудрамы, «Чанг: Драма в глуши» и «Трава: Битва народа за выживание», с участием реальных тигров, леопардов и слонов, большая часть из которых была снята в естественной среде обитания. К счастью, новая задумка не закончилась для продюсера очередной поездкой на остров Комодо и постановкой схватки гориллы с гигантским вараном. Сценарий о чудовищном обезьяноподобном монстре и опасном путешествии съемочной группы на Остров Черепа был написан английским журналистом Эдгаром Уоллесом, в свое время открывшем в литературе жанр «триллера». В его исполнении «Кинг-Конг» стал миксом фантастических романов Конан Дойля и кровавых повестей Эдгара По, приправленная приключенческим духом самого Купера. Работу вскоре скончавшегося Уоллеса дописывала жена режиссера фильма Эрнеста Б. Шодсака Рут Роуз, которая и привнесла в пугающую историю каноническую сентиментальную линию «красавицы и чудовища».

Специфика

Важнейшей частью этого местами нелепого для современного зрителя фильма стали прорывные спецэффекты в изображении Конга, созданные пионером кукольной анимации Уиллисом О’Брайеном. Им же впервые в истории кино использовалась техника комбинированной съемки: наложения игровых и анимационных фрагментов друг на друга, позволившая кукольному Конгу выглядеть естественным рядом с живыми актерами. Другим заметным достижением стало музыкальное сопровождение Макса Стайнера, чьи надрывные мелодии позже будут будоражить зрительские умы в «Унесенных ветром» и «Касабланке». Непрекращающийся музыкальный ряд «Кинг-Конга», эмоционально окрашивающий схематичный сюжет ленты, оказался настоящим откровением для еще зарождавшегося тогда звукового кинематографа. Крик героини Фэй Рэй, первой блондинки в конговском каноне, когда она впервые видит монстра, так и вовсе стал культовым.

Конг

Описанный как «доисторическая обезьяна», 15 метровый Конг в фильме Купера имеет вполне антропоморфные черты: он Бог, человек и чудище в одном лице. Несмотря на свои монструозные животные повадки, им руководит вполне человеческое желание защитить и, вполне возможно, даже полюбить Энн Дэрроу в исполнении Фэй Рэй, что и приводит к его знаменитой гибели на крыше Эмпайр-стейт-билдинг. Вместе с тем, большую часть времени Конг – агрессивное, неконтролируемое животное начало во плоти, перед которым не может устоять ничто живое.

«Кинг-Конг против Годзиллы» (1962) и «Побег Кинг-Конга» (1967)

История создания

В 1960 году Уиллис О’Брайан, не желая почивать на лаврах первой картины, предложил переснять историю о Конге, найдя тому более достойного соперника, чем люди. Заручившись одобрением создателя Конга, Мериана К. Купера, O’Брайан вместе с продюсером Джоном Беком принялся за поиски студии, готовой вложиться в дорогостоящий проект. Им заинтересовалась японская студия Toho, долго ждавшая шанс сцепить Кинг Конга с их собственным национальным достоянием Годзиллой и тем самым отметить свой 30-летний юбилей. В 1962 и 1967 годах под крылом студии выстрелили два трэшовых продолжения похождений исполинского примата, первый из которых стал самым кассовым в истории Toho.

Специфика

Японский вариант Кинг Конга, снятый постановщиком классической «Годзиллы» Исиро Хондой, переместил знаменитого монстра из жанра фантастического хоррора на территорию детских приключенческих блокбастеров. Оба фильма имеют предельно лёгкий тон и, в отличие от классической ленты, содержат много юмора. Ключевая борьба Конга с Годзиллой и Механи-Конгом в сиквеле так и вовсе выглядит как ребяческое валяние двух игрушек в большой песочнице.

Несмотря на то, что «Кинг-Конг против Годзиллы» стал первым цветным фильмом для обоих легендарных существ, в плане технологий Toho сделала большой шаг назад. Стоимость покадровой анимации, примененная в «Кинг-Конге» 1933 года, была жутко дорогостоящей и грозила не уместиться в рамки отведенного бюджета. Поэтому режиссер спецэффектов Эйдзи Цубурая был вынужден повторить трюк, который он использовал еще при съемках первой «Годзиллы»: посадить каскадера в резиновый костюм. Американские зрители до сих пор считают эту инкарнацию монстра самой неудачной.

Конг

Несмотря на то, что сам персонаж значительно прибавил в размерах (высота в обеих лентах варьируется от 20 до 45 метров, делая его крупнейшим Конгом за всю историю), чтобы соответствовать своим гигантским недругам, его сюжетная роль претерпевает резкий разворот. Доисторическая обезьяна впервые становится олицетворением сил добра и выступает справедливым защитником людей от злодейских козней и природной нечисти.

«Кинг-Конг» (1976) и «Кинг Конг жив» (1986)

История создания

Итальянский продюсер Дино Де Лаурентис, в 70-х годах променяв работу с Феллини и европейским артхаусом на прибыльные американские блокбастеры, не прогадал с решением переснять легендарную голливудскую историю о влечении большой обезьяны к блондинке. В 1976 году он выпустил первый полноценный ремейк оригинальной картины, ставший одной из самых прибыльных лент года. Детали фильма, постановщиком которого выступил британец Джон Гиллермин, подогнали в соответствии со временем: Джек (в исполнении хипповатого Джеффа Бриджеса) стал палеонтологом и борцом за права животных, а персонаж Роберта Армстронга из оригинальной ленты превратился из эксцентричного антрепренера в алчного нефтяного магната. Несмотря на желание Де Лаурентиса сделать фильм доступным для широкой аудитории, его версия первая в конговской истории поднимает важные этические вопросы об отношении человека к окружающей его природе. К сожалению, сиквел, снятый 10 лет спустя той же самой командой, не смог превзойти своего предшественника и окончательно похоронил вновь начатую франшизу.

Специфика

За Конга в этой версии отвечали Карло Рамбальди («Чужой», «Инопланетянин») и Рик Бэйкер («Американский оборотень в Лондоне», «Люди в черном») – непревзойденные короли грима и физических спецэффектов. Для ленты они не только создали аниматронную фигура Конга в натуральную величину, но и впервые наделили лицо персонажа широким диапазоном эмоций с помощью семи различных аниматронных маск, что сделало химию между Конгом и людьми намного более естественной, а эффект от монстра действительно устрашающим. И несмотря на то, что большую часть съемочного периода бедняге Бэйкеру все-таки приходилось бегать в костюме гориллы перед камерами, Рамбальди заработал свой первый «Оскар» именно за «Кинг-Конга».

Конг

15-метровый гигант в картине Де Лаурентиса оказывается обладателем невиданной до этого смекалки и чувствительности: возможно, Конг здесь – самый человечный из всех. Главная заслуга картины, однако, в том, что именно в ней окончательно оформилась линия одержимости огромной обезьяны конкретной девушкой. В некоторых сценах эротизм между полуголой Джессикой Лэнг (дебютная роль, запустившая ее карьеру) и Конгом зашкаливает не по-детски.

«Кинг Конг» (2005)

История создания

Питер Джексон заболел историей о величественном обитателе Острова Черепа в 9 лет. Тогда он впервые увидел фильм 1933 года на экране телевизора и заплакал при падении гигантского примата с Эмпайр-стейт-билдинг. С тех пор мечта о создании собственного фантастического мира не покидала амбициозного новозеландского режиссера и вдохновила его на решение посвятить себя кино. Когда в 1996 году уже взрослому Джексону, автору «Живой мертвечины» и «Страшил», студия Universal предложила возглавить масштабный ремейк о Конге, он согласился лишь потому, что не хотел увидеть, как более бездарный постановщик портит его детские фантазии. Проект висел в разработке 9 лет (за которые Джексон успел смастерить свой главный шедевр – «Властелин колец») и в 2005 году рев исполинской гориллы вновь с успехом пронесся по всему миру, принеся создателям полумиллиардные сборы и три оскаровские статуэтки.

Специфика

Начиная титрами и заканчивая финальной сценой на крыше небоскреба, «Кинг Конг» Питера Джексона – это синефильская попытка обыграть классическую историю с эпическим размахом и необходимым культурными референсами к Золотому веку Голливуда. Для этой задачи компания Джексона Weta Digital (отвечала за визуальные эффекты почти всех главных голливудских картин нового столетия, в том числе «Властелина колец» и «Аватара») полностью воссоздала на компьютере Нью-Йорк времен Великой депрессии.

Мех Конга также потребовал значительных усилий компьютерщиков: его покров состоит из 5 миллионов уникальных волосков, каждый из которых создавался и контролировался самостоятельно. Самого монстра воссоздали на экране благодаря инновационной технологии motion capture, давшей жизнь Голлуму и На’Ви с планеты Пандора. Энди Серкис, ежедневно гримировавшийся по нескольку часов и досконально изучавший движения горилл для своей монструозной роли, с тех пор стал специалистом по очеловечиванию приматов – в этом году его можно будет снова увидеть в роли Цезаря в последней главе другой знаменитой кинофраншизы «Планета обезьян: Война».

Конг

Несмотря на глубокое почтение к классическому фильму, в одном Джексон был уверен – Конг не должен быть похож на человека, чтобы грамотно вписаться в реальный мир. Режиссер провел многие часы за изучением повадок диких обезьян, чтобы в конце концов вывести на экраны самую великую из них – 8-метровую гориллу. Его Конг получился не только самым правдоподобным из всех, но и, по словам режиссера, самым одиноким существом на Земле. Появление в его жизни прекрасной Энн Дэрроу в исполнении Наоми Уоттс и их трогательное сближение – попытка очеловечить закостенелый образ и вывести привычную историю на уровень высокой трагедии.

«Конг: Остров черепа» (2017)

История создания

Warner Bros. и Legendary Pictures планировали создание собственной вселенной монстров (схожим делом заняты Universal, выпускающие в 2017 году ребут «Мумии») начиная с 2014 года. Первой ласточкой стал во всех смыслах успешный ремейк «Годзиллы», для которого был привлечен тогда еще талантливый новичок Гарет Эдвардс, прославившийся малобюджетным партизанским фильмом «Монстры». С «Конгом» студии пошли еще дальше, доверив $185 миллионный бюджет инди-дарованию Джордану Вот-Робертсу. Последний отметился на «Сандэнсе» подростковой драмой «Короли лета».

Специфика

Задача Вот-Робертса состояла в том, чтобы значительно облегчить материал для современной подростковой аудитории и вписать фигуру Конга в новую мэшап-вселенную. Точкой отсчета стал не классический 1933 год, а никсоновская эпоха конца войны во Вьетнаме: рок-н-ролл, вертолеты и многочисленные аллюзии к «Апокалипсису сегодня» прилагаются. Сентиментальная линия с участием девушки в такой обстановке могла все только испортить, поэтому участие оскароносной Бри Ларсен тут лишь для галочки. Зато привлечение новых персонажей, вроде Джона Си Райли в качестве американского Бена Ганна или Сэмюэля Л. Джексона в роли безумного полковника, прибавило картине настоящей бесшабашной дурашливости, которой так не хватало мрачной эдвардсовской «Годзилле». А вот в плане технологий новый «Конг» мало чем изменился по сравнению с версией Питера Джексона. В образе короля джунглей выступил пользующийся спросом каскадер Терри Нотари, в очередной раз напяливший на себя костюм с датчиками захвата движения.

Конг

Возврат к классическому образу – то, к чему пришли студии спустя 84 года экспериментов. Конг в «Острове черепа» – снова прямоходящий 30-метровый доисторический бог, охраняющий родину от посягательств ящеров и ждущий своего часа, чтобы стать полнокровным альфа-самцом. Учитывая первые позитивные данные о сборах фильма, в 2020 году Конга неизбежно ожидает очередное столкновение со своим главным конкурентом в кинематографической истории – Годзиллой.

Материалы по теме

  • Netflix выпустит мультфильм и анимационный сериал о Кинг Конге

    02 октября 2014 / Редакция THR Russia

    В работе над проектами примет участие продюсер «Железного человека» и «Людей Икс» Ави Арад. Действие сериала будет разворачиваться в Сан-Франциско 2050-х.

    Комментировать
  • Warner Bros. назначила даты для «Годзиллы 2» и «Годзиллы против Кинг Конга»

    11 мая 2016 / Редакция THR Russia

    Понаблюдать за противостоянием легендарных монстров можно будет весной 2020 года.

    Комментировать
  • Большое сердце: как снимали «Конг: Остров черепа»

    09 марта 2017 / Марина Очаковская

    THR побывал на съемках ленты «Конг: Остров черепа» на Гавайях и убедился, что у нее есть все шансы превратиться в новый шедевр.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus