«Край света 2017»: море, рыба, «Аритмия»

«Край света 2017»: море, рыба, «Аритмия»
Александр Яценко и Борис Хлебников получают приз от Марины Разбежкиной

VII международный кинофестиваль «Край света» в Южно-Сахалинске закончился. Восемь дней насыщенной культурной жизни на острове закрыл японский фильм «О, Люси!» Ацуко Хираянаги по сценарию нашего соотечественника Борис Фрумина, а жюри во главе с режиссером Мариной Разбежкиной раздали призы.

Гран-при за лучший фильм ожидаемо и единогласно достался «Аритмии» Бориса Хлебникова, получившей точно такую же награду на «Кинотавре». По словам Марины Разбежкиной, жюри не думало о том, что у картины уже есть награды других фестивалей, и вспомнило об этом только в середине обсуждения номинации. «Мы не боялись повториться, потому что хорошее кино всегда побеждает. Для нас не важна была конкуренция с "Кинотавром": наш фестиваль международный, и мы рассматривали «Аритмию» на фоне других фильмов из разных стран». Программный директор фестиваля Алексей Медведев также отметил, что поскольку «Край света» - смотр международный с интернациональным жюри, то лично он видит в победе «Аритмии» признак того, что российское кино, наконец-то, конкурентоспособно на мировом уровне.

Александр Яценко и Борис Хлебников получают приз от Марины Разбежкиной

Все призы на фестивале денежные - «Аритмия» получила 1 млн рублей. Напомним, что фильм хотят выдвигать от России на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Приз за лучшую режиссерскую работу (и 250 тыс. руб.) получил Резо Гигинеишвили за фильм «Заложники»: экранизацию реальной истории в Грузии конца прошлого века, когда молодые люди угнали самолет, чтобы улететь в Америку. Опять же, на «Кинотавре» Гигинеишвили также наградили этим призом – но мы помним, что жюри не ориентировалось на полученные ранее награды. Резо был на «Краю света», представлял фильм публике (по регламенту фестиваля картина не может участвовать в конкурсе, если съемочная группа не представит ее зрителю), но на закрытии быть не смог: улетел в Америку работать. Президент фестиваля Алексей Агранович дозвонился режиссеру по телефону: тот поблагодарил фестиваль и зрителей за большой интерес к картине.

Алексей Агранович и тот самый звонок Резо

Приз за лучшую мужскую роль (и 200 тыс. руб.) не менее ожидаемо достался Александру Яценко («Аритмия»), который получил эту награду и на «Кинотавре», и на фестивале в Карловых Варах. По словам члена жюри Алисы Хазановой, вручавшей награду, это решение жюри приняло единогласно: «Этот актер заставил наши сердца биться неровно». Отметим, что Яценко стал дважды лауреатом фестиваля «Край света»: несколько лет назад актер получил такую же награду за роль в картине «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова.

Александр Яценко получает награду

Приз за лучшую женскую роль (и 200 тыс. руб.) присудили Зузане Крёнеровой за роль в чешской картине «Женщина со льдом» Богдана Сламы. Ее героиня – пожилая женщина, которая всю жизнь прожила ради мужа и сыновей, но внезапно в преклонном возрасте находит свое личное счастье и решает начать все заново.

Специальный приз жюри (и 100 тыс. руб.) ушел аргентинской картине «Почетный гражданин» Гастона Дюпра и Мариано Кона. По словам вручавшего награду режиссера-аниматора Кодзи Ямамуры, это приз «за лучшую комедию о жизни в искусстве». Речь в фильме идет о писателе-Нобелевском лауреате, который приехал в родную деревушку принять звание почетного гражданина, но в итоге все закончилось очень плохо.

Приз зрительских симпатий (и 300 тыс. руб.) снова получила «Аритмия» Бориса Хлебникова. В течение всего смотра зрители голосовали за каждый фильм, оценивая его по шкале «потрясающее кино», «мне понравилось», «я не понял», «плохой фильм». С учетом того, что на титрах «Аритмии» публика аплодировала долго, со вкусом и точно так же, как и продвинутый зритель на «Кинотавре», такой исход голосования легко предсказывался. На обсуждении картины после сеанса зрители активно благодарили режиссера и актера, рассказывали о том, как сами сталкивались с врачами «скорой» и спорили о судьбах героев. 

Александр Яценко рассказал нам в интервью о самых сложных моментах на съемках картины и о будущих проектах:

Внезапно на фестивале выбрали его Посла – такой титул доставался лишь один раз в 2014 году корейской актрисе Мун Со Ри, которая представляла сахалинский киносмотр на фестивале в Пусане. В этом году таким Послом стал Данила Козловский, который входил в жюри фестиваля в 2015 году. Актер не смог прилететь на Сахалин, так как активно занимается своим режиссерским дебютом «Тренер», но прислал видео, в котором благодарил зрителей и надеялся, что в следующем году представит свой фильм в конкурсе «Края света».

Из любопытного – член жюри Алиса Хазанова представила на фестивале свой режиссерский дебют «Осколки», снятый в Нью-Йорке на английском языке с американскими актерами и съемочной группой. Это своеобразное размышление на основе картины 1961 года «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене, получившей Золотого льва на Венецианском кинофестивале. Сюжет схож: в отеле сталкиваются он и она, и он утверждает, что они уже встречались раньше, но она этого не помнит. У нее скучный муж, скучные друзья, и перед нами разворачиваются некие параллельные миры и возможности, осколки жизни. Для режиссерского дебюта выбрать и такую тему, и такую основу, да еще и неродной язык – смелый ход, но Хазанова уверяет, что результатом довольна. Из абсолютно успешного в картине – операторская работа Федора Лясса («Оттепель», «Хардкор»): магическая, иллюзорная, немного расшатанная и размытая, она создает ощущение ненадежности пространства и жизни. Подробнее о фильме и съемках Алиса рассказала нам в эксклюзивном интервью:

Надо отметить, что «Край света» - не только киносмотр, но и масштабное социокультурное событие в жизни региона. Помимо кинопоказов и конкурса (зрители традиционно попадают на все сеансы бесплатно) в рамках фестиваля прошли встречи со съемочными группами, мастер-классы Антона Долина о правилах кинопросмотра, Марины Разбежкиной о документальном кино и Евгения Гришковца о том, как рассказать историю. Сахалинская публика оказалась любопытной и насмотренной – настолько, что не побоялась выразить претензии Антону Долину за обращение с собой как с первоклашками. Практически все просмотры проходили в полных залах: кресла могли пустовать лишь на дневных сеансах в рабочие дни. Такая же активность была и на встречах со съемочными группами, которым зрители рассказывали о своих впечатлениях о фильме и задавали вопросы. Уникальность публики отметили абсолютно все: и гости, и участники, и члены жюри. Резо Гигенишвили назвал сахалинского зрителя своим главным сюрпризом. «Я абсолютно восхищен публикой: вы с таким вниманием и просветленностью смотрите и обсуждаете все фильмы!» - подчеркнул член жюри Ананд Ганди, а Марина Разбежкина отметила, что кино не бывает без хорошего зрителя, и именно он и был все это время на фестивале.

Зрители на мастер-классе Антона Долина

Вне конкурса на фестивале показывают несколько программ: документальное и экологическое кино, российскую анимацию для детей и японскую – для взрослых. Но, пожалуй, одна из самых важных программ – «Кино Сахалина»: местные кинематографисты или выходцы с острова представляют свои работы. В этом году в программу вошло 8 фильмов – разных как по жанру, так и по качеству. Так, художественная короткометражка Дмитрия и Дениса Моисеевых «В объятиях моря» поразила отборочную комиссию настолько, что помимо включения в программу ей доверили открыть фестиваль. Это история островитян, чей жизненный путь заканчивается весьма необычным метафорическим образом. Фильм получил спецприз мэра Южно-Сахалинска, который выбирался из фильмов сахалинских режиссеров путем зрительского голосования на сайте администрации. В голосовании приняло участие почти 6 тыс. человек – и 53% (и 3064 голоса) было отдано картине «В объятиях моря». Дмитрий Моисеев получил награду в 300 тыс. руб. и поблагодарил сразу всех: «Спасибо тем, кто проголосовал, спасибо городу, спасибо сахалинскому небу, морской капусте и лососю – пусть его будет больше в следующем году!» Тут надо уточнить, что лосось уже три года обходит Сахалин стороной, из-за чего страдают не только люди, но и медведи – голодные звери в результате разоряют огороды сахалинцев. Отсюда и пожелание режиссера.

Братья Моисеевы получают приз мэра

В программе состоялась премьера документального фильма «Папин пароход» Оксаны Бычковой, родившейся в Холмске на Сахалине: режиссер «Питер FM» рассказала о своем отце, капитане судна «Антон Буюклы», и его команде. Бычкова очень просто и светло представила в фильме довольно закрытое, в общем-то, сообщество людей, которые откровенно и весло рассказывают о жизни команды в 70-е- 80-е годы прошлого века: рейсах в Японию, потомке героя, чьим именем назван корабль, романах и не совсем легальных грузах. По словам Оксаны, изначально она просто собирала воспоминания об отце во время работы над игровым фильмом, но бывший судовой врач судна Борис Александров пристыдил режиссера, что она упускает возможность поговорить с оставшимися в живых товарищах отца и зафиксировать воспоминания. Александров даже профинансировал съемки фильма: сейчас он - президент «Ростагроэкспорта» и владелец империи глазированных творожных сырков.

В итоге поездка Бычковой в родные места и общение с пароходством и «морскими волками» из прошлого выросла в идею полнометражного художественного фильма о девушке, которая закончила мореходное училище и отправлена капитаном на корабль. Подробности Оксана рассказала нам в эксклюзивном интервью:

Также на фестивале традиционно работают творческие мастерские – в этом году их было шесть, три из них посвящены кино, еще три – журналистике, фотографии и урбанистике. Заявки на участие в них принимаются в начале лета, и к концу фестиваля участники презентуют итоги своей работы не только жителям города и участникам фестиваля, но и местному правительству.

Мастерская урбанистики в этом году выбрала тему «Миф как достопримечательность»: идея в том, чтобы сделать Южно-Сахалинск понятнее и доступнее гостям города – от туристов до многочисленных экспатов. Рабочая группа исследовала местные мемы и символы города, которые можно выгодно «продать» людям и сформировать у них образ Сахалина. В итоге была создана сахалинская «википедия»: виртуальный словарь ключевых понятий и местных выражений, нетипичные городские маршруты, связанные с сахалинскими мифами, и список эксклюзивных достопримечательностей. Проделанный труд не канет в Лету после фестиваля: мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин прямо на презентации дал задание своему аппарату подробно изучить все идеи и принять их в работу.

Презентация мастерской урбанистики

Мастерская для журналистов в этом году обрела новую форму под названием «Большая история». Ее отдали на откуп проекту «Arzamas», который совместно с сахалинцами создал цикл историй о Сахалине, рассказанных просто, емко и весело. Собранная на месте редакция за 5 дней провела колоссальную исследовательскую работу, разыскала ученых, археологов, историков и самых обычных жителей острова, готовых поделиться своими историями. Результатом стал курс «Как понять Сахалин», где помимо исторических фактов о Сахалине есть «Плейлист нивха» – музыкальную подборку одной из народностей острова, «Музей имени себя» – здесь любой может оставить воспоминания о своей семье и показать какие-либо артефакты, от старого дедушкиного дневника до бабушкиной распашонки, и «5 причин переехать» - истории людей, когда-то давно переехавших на Сахалин.

Олег Коронный представляет проект

Фотомастерская под руководством медиаменеджера Рашель Землинской и журналиста-путешественника Геннадия Йозефавичуса представила гастрономическо-фотографический проект «Гид по городу» - участники мастерской исследовали историю и структуру сахалинской кулинарной традиции, познакомились со знаковыми островными рецептами и продуктами. Итоги мастерской, по словам Йозефавичуса, могут лечь в основу большого интересного проекта о гастрономической самоидентичности острова.

Геннадий Йозефавичус и его гастрономический гид

Одна из старейших мастерских фестиваля – «Европеец-Азиат», участники которой получают возможность снять короткометражный фильм. Куратор мастерской, режиссер Юлия Левицкая уверяет, что ее цель – погрузить участников в жесткие условия реального кинопроцесса, чтобы они научились быть командой, слушать себя, понимать свои художественные цели и привлекать ресурсы, которые позволили бы им сделать свой авторский проект. В этом году творческая группа выпустила короткометражку «Путешественники»: в условиях дикой жары уборщица Люба отмывает городские памятники путешественников Крузенштерна, Невельского и Чехова, а они внезапно начинают с нею общаться. И неясно, жара ли это так подействовала на Любу, или же памятники и правда заговорили. Смешная идея, к сожалению, была реализована достаточно сыро, в чем признались и сами участники. По их словам, главная проблема, с которой столкнулась группа – неумение правильно распределять время, как писать сценарий и работать в команде: собственно, типичные ошибки всех начинающих кинематографистов. Тем лучше, что фестивальные мастерские дат возможность и после завершения повышать уровень знаний – президент фестиваля Алексей Агранович обещает создать местный кинофонд, который будет заниматься развитием кинопроизводства в регионе: проводить питчинги, выделять гранты на съемки и помогать на всех стадиях работы. Прецеденты грантов уже были: в 2013 году мастерская провела питчинг и выдала грант режиссеру Александру Зарчикову, который представил результат труда в программе «Кино Сахалина» - игровой фильм «Колыбель для лосося». Он же вошел в состав съемочной группы и «Путешественников».

Уборщица Люба готовится общаться с памятниками

Мастерская для подростков под руководством сценариста Елены Ваниной работала с детьми от 9 до 17 лет: 20 ребят сняли очень трогательное видео о себе, самоидентификации, о своих различия и о том, что они просто есть – и это уже важно. Картину показали на закрытии фестиваля под оглушительные аплодисменты и признания о том, что будущее Сахалина в надежных руках, если его дети настолько талантливы.

Подростки снимают кино о себе

Для детей на фестивале также работала мастерская «Острова» - вместе с петербургской студией «ДА» маленькие участники создавали анимационный фильм. Над проектом работало 30 сахалинцев от 7 до 11 лет, которые придумали историю «Пропащий дом» про дрейфующий остров и маленького мальчика, который однажды с этого острова потерялся и теперь пытается на него вернуться. Четыре дня юные мультипликаторы рисовали, вырезали и склеивали картинки так, чтобы их история ожила на экране. За это время они освоили профессии сценариста, оператора, режиссер и звукорежиссера. У каждого при этом были свои трудности: кому-то было тяжело правильно вырезать фигурки, кому-то – озвучивать мультфильм. Но самым трогательным признанием стало то, что было тяжело уходить из мастерской каждый вечер – так там нравилось работать. Фильм маленьких аниматоров также показали на церемонии закрытия кинофестиваля.

Юные мультипликаторы серьезно подошли к работе

«Край света» в следующем году раскинется от Сахалина до Калининграда: президент фестиваля Алексей Агранович сообщил, что его команда будет делать на Сахалине «Край света: Восток», а в Калининграде – «Край света: Запад», который будет работать по сахалинской схеме развития большого общественного события, участие в котором принимают все активные горожане. Планируется не только показывать конкурсное кино, но и поднимать важные социальные проблемы – взросления и миграции, например. Западный «Край света» должен начать свою работу осенью 2018 года.

Победители фестиваля

Материалы по теме

  • Фестиваль «Край света» открылся коротким метром из Индии и России

    26 августа 2017 / Ольга Белик

    Седьмой международный киносмотр начался на Сахалине с замены конкурсного фильма и выступления группы «Чайф».

    Комментировать
  • С 2018 года в России будет два «Края света»

    31 августа 2017 / Редакция THR Russia

    В 2018 году фестивалей «Край света» станет два — на Сахалине и в Калининграде. И у западного, и у восточного смотра будут свои особенности.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора