Леонардо ДиКаприо: «Став кинозвездой, я еще не был настоящим актером»

Леонардо ДиКаприо: «Став кинозвездой, я еще не был настоящим актером»
Леонардо ДиКаприо // Getty Images

Готовясь к роли в «Острове проклятых», вы посещали психбольницы и читали Фрейда. Перед «Волком с Уолл-стрит» — изучали литературу по биржевым крахам и встречались с работниками инвестиционных банков. Чем вы занимались перед съемками в «Выжившем»?

Беда в том, что история «дикой», малозаселенной Америки более или менее явственно начинает проявляться только с середины XIX века — с так называемой вестерновской эпохи, — когда стычки местного населения с индейцами переросли в сражения с привлечением военных и когда в этих прежде диких краях начала работать почта. Среди солдат находились самодеятельные походные летописцы, благодаря им и появились регулярные письменные свидетельства. Времена же первопроходцев задокументированы штрихпунктирно. Вот и о долгом путешествии полумертвого Хью Гласса мы знали практически только то, чем оно закончилось. Все остальное — в дымке. Так что нам пришлось проделать поистине археологическую работу: склеить черепки, чтобы получить амфору.

А что стало отправной точкой? Какой осколок «амфоры» оказался самым большим?

Характер! Каким должен был быть этот человек, в одиночку противостоящий тому, что, казалось бы, победить невозможно. Его характер и стал отправной точкой, от которой мы двинулись. Алехандро видел наш фильм как поэтический экзистенциальный эпос одинокого человека — как хемингуэевского «Старика и море», как…

«Не угаснет надежда» с Робертом Редфордом.

Да-да. Разговаривать не с кем, выплескивать эмоции не на кого. Только ты и тишина. Ужасно тяжело и невероятно интересно.

Алехандро Гонсалес Иньярриту, Том Харди, Леонардо ДиКаприо, Эммануэль Любецки

О сложных условиях, в которых проходили съемки, уже ходят легенды.

Я знал, что Иньярриту любит окунать актеров  с головой в экстремальные ситуации, но то, что случилось здесь, превзошло мои самые смелые ожидания. Все — кроме момента, когда медведица гризли рвет моего героя, — исключительно натурные съемки. Даже странно, что Алехандро не попробовал снять «живьем» и эту сцену. Видимо, медведица запросила слишком большой гонорар. (Смеется.) Нет, серьезно: я на самом деле «грелся» в тушах мертвых животных, ел сырое мясо и падал в зимнюю (!) реку! А в Дакоте, хотя она и называется Южной, зимой чертовски холодно. Я постоянно был на грани обморожения конечностей. Твердо могу признаться: съемки в «Выжившем» — самая тяжелая работа в моей кинокарьере, а я, как вы знаете, играю не в сладких рождественских комедиях. День у нас проходил так: восемь часов в день мы репетировали, а потом выходили на мороз и снимали сцену. Во время репетиций можно было импровизировать, отвергать варианты, дорабатывать сценарий, но как только ты вышел на эту неореалистическую натуру — все, начинался непрерывный съемочный поток, без пауз и отвлечения в сторону. По-другому и нельзя было — иначе замерзнем. Такое вот соединение искусства и жизни. (Улыбается.)

Вот только не думайте, что я поверю вашим притворным жалобам! Вы сами выбрали этот путь! Несколько лет назад я интервьюировала Джеймса Кэмерона, и он вспомнил, как вы, едва появившись на съемочной площадке «Титаника», заявили, что вам интересна драма и только драма.

Надо же, он помнит об этом?! (Смеется.) Значит, запало в душу. А что касается драмы, то я по-прежнему считаю, что, если мечтаешь воплощать на экране сильные характеры, лучше жанра не найти.

Вы работали с режиссерами, чьи имена давно попали в Зал славы американского кинематографа… Недавно один известный актер сказал мне, что работа у мастеров подталкивает его к тому, чтобы самому снять картину. У вас такого желания не возникает?

Постоянно! Плох тот актер, который не видит весь процесс по-своему. Но… Сколько я видел прекрасных сценариев, попавших не в те руки и из-за этого реализовавшихся в серых, непривлекательных фильмах!.. И когда я вижу такой — замечательный — сценарий, то думаю: Марти Скорсезе, Квентин Тарантино или Стивен Спилберг снимут это гораздо лучше меня. А я уж постою по эту сторону камеры и постараюсь помочь своими, актерскими, средствами.

Леонардо ДиКаприо

Но ведь и профессии актера вы тоже не учились. Что, впрочем, не помешало уже в 20 лет получить первую номинацию на «Оскар».

Став кинозвездой, я еще не был настоящим актером и довольно болезненно осознавал этот факт. Идти учиться в киношколу я не мог, поскольку был буквально засыпан предложениями, от которых не отказываются. Поэтому стал накапливать чужой опыт — методично ходить в кино и тщательно наблюдать, что делают уважаемые мной артисты в конкретных ситуациях. И не зря: через какое-то время я уже был вполне полноценным участником процесса.

Сейчас вы все чаще стали выступать и в роли продюсера. Чем вас привлекает эта деятельность?

Я по натуре очень склонен к организаторской работе, поэтому подбор актеров, составление съемочной команды, переговоры с инвесторами мне близки и интересны. А когда твой фильм выходит на экраны и ты — часто впервые! — видишь законченную работу, тебе кажется, что лучше ее нет. Пусть на следующий день и читаешь в газетах о том, что сделал полное фуфло — никому не нужное и неинтересное. (Смеется.) В моем продюсерском списке есть две безоговорочные удачи — «Авиатор» и «Волк с Уолл-стрит». Обе поставлены Марти. И, принимаясь за новый проект, я каждый раз надеюсь, что добавлю в свое резюме третью победу.

А уже есть конкретный претендент?

Дайте сначала отлежаться и отогреться! Съемки «Выжившего» отняли у меня столько сил и так выморозили, что понадобится довольно длительное время, чтобы прийти в норму.

«Выживший» (The Revenant) / США, 2015 г., 156 мин. Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту. В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Лукас Хаас, Пол Андерсон, Хавьер Ботет, Брэд Картер, Брендан Флетчер. В прокате с 7 января («Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus