Мартин Скорсезе раскритиковал Rotten Tomatoes и призвал смотреть кино, а не читать о нем

Мартин Скорсезе раскритиковал Rotten Tomatoes и призвал смотреть кино, а не читать о нем
Albert L. Ortega/Getty Images

Мартина Скорсезе настолько расстроил холодный прием фильма «мама!», что режиссер решил это выплеснуть в формате колонки THR, где раскритиковал сайт Rotten Tomatoes и систему оценок CinemaScore, попутно объяснив, почему последняя картина Даррена Аронофски была зря принята в штыки.

По словам Скорсезе, влияние «бокс-офиса» на индустрию начало расти с начала 1980-х, а в наши дни оно приобрело масштаб безумия: «Упоминание бокс-офиса присутствует почти в любом разговоре о кино, и теперь это уже нечто большее, чем просто тенденции. Комментирование превратило борьбу за сборы в первый уик-энд в кровожадный вид спорта и способствовало развитию ещё более сурового расчета при рецензировании фильмов. Я говорю о маркетинговых исследованиях компаний типа Cinemascore, которые начали появляться в конце 1970-х, и онлайн-агрегаторах вроде Rotten Tomatoes, которые не имеют ни капли общего с настоящей кинокритикой. Они оценивают картины так, как вы бы поставили на лошадь на скачках, или оценили ресторан, или бытовую технику».

Режиссер считает, что эти сайты целиком и полностью принадлежат кинобизнесу и не имеют абсолютно никакого отношения ни к созданию, ни к вдумчивому просмотру фильмов. То есть роль режиссера теперь сводится к производителю контента, а зрителя ‒ к неадекватному потребителю.

«Эти компании и агрегаторы задали тон, враждебный серьезным кинематографистам ‒ само название Rotten Tomatoes - тухлые помидоры - уже оскорбляет. И поскольку кинокритика, создаваемая неистово увлеченными авторами с обширными фактическими познаниями в истории кино, постепенно исчезла, появляется всё больше прямого осуждения и людей, которые с удовольствием наблюдают за тем, как фильмы и режиссеров «топят», а в некоторых случаях вообще рвут в клочья - почти как в сцене с отчаянной кровожадной толпой в конце картины “мама!” Даррена Аронофски.

Еще до того, как я увидел “маму!”, меня очень волновали все суровые суждения об этой ленте. Многие высказавшиеся после просмотра, как мне показалось, хотели сходу определить фильм, побыстрее наклеить на него ярлык и осудить. И многие может даже обрадовались тому, что он получил оценку F от Cinemascore. Это даже стало громкой новостью: “маме!” “влепили жуткую оценку F по версии Cinemascore!”, такой вот критерий, и картина в одном ряду с работами режиссеров Роберта Олтмена, Джейн Кэмпион, Уильяма Фридкина и Стивена Содерберга.

Когда я и сам посмотрел “маму!”, то оказался еще более обеспокоен этими поспешными суждениями, и именно поэтому захотел поделиться этими мыслями. Кажется, будто люди жаждут крови просто из-за того, что фильм нельзя однозначно истолковать или сократить до двух слов. Это хоррор, или темная комедия, или библейская аллегория, или назидание о моральном и экологическом разрушении - фильм и есть это вот всё, по чуть-чуть от всего перечисленного, но, безусловно, не просто просто одна из категорий.

Действительно ли это фильм, который требует объяснения? А как же сам опыт просмотра «мамы!»? Она настолько осязаема, так красиво поставлена и сыграна…звуковой дизайн, который появляется у зрителя со всех уголков и ведет вас все глубже и глубже в кошмар ... разворачивающаяся история, которая постепенно становится все более и более тревожной. Всеэто является лишь частью общего целого, что охватывает персонажей и зрителей вместе с ними. Только настоящий, страстный кинорежиссер мог бы сделать эту картину, которую я все еще «переживаю» - даже через несколько недель после того, как увидел ее.

Хорошее кино от истинных авторов не создаются для того, чтобы его расшифровывали, потребляли и сразу понимали. Эти фильмы не создаются даже для того, чтобы их мгновенно полюбили. Они появляются лтишь потому, что человек за камерой просто не мог не снять их. И, как хорошо знает любой, кто знаком с историей кино, список таких лент очень длинный. «Волшебник страны Оз», «Эта замечательная жизнь», «Головокружение», «Выстрел в упор» ‒ вот лишь немногие фильмы, «отверженные» во время своего выхода, но затем ставшие классикой. Рейтинги «Томатометра» и оценки Cinemascore будут неактуальны уже в ближайшее время - но возможно, их вытеснит нечто похлеще.

Или же они исчезнут, померкнув в свете нового витка кинограмотности. Между тем, такие рожденные страстью мастеров картины типа “мамы!” будут и дальше цвести внутри нас».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus