Матч несогласных: как снималась футбольная драма с Сергеем Безруковым

Матч несогласных: как снималась футбольная драма с Сергеем Безруковым

«Футбол – это, Иван, такое!.. Про это стихи писать можно», – говорил герой Анатолия Солоницына в фильме Алексея Германа «Проверка на дорогах». А Иван отвечал: «Содержательная, стало быть, игра». Выходящая на экраны драма «Матч» наглядно показала, что содержания в этой игре в самом деле больше, чем принято считать.? В основе фильма реальное историческое событие – «матч смерти», который состоялся в разгар Второй мировой в Киеве. Оккупационные власти, стремясь наладить жизнь большого города, организовали футбольный чемпионат. Команда «Старт» (в которую вошли игроки киевского «Динамо», оказавшиеся в занятом фашистами городе) не проиграла ни одного матча – ни с самими оккупантами, ни с их союзниками – венграми и румынами, ни с соотечественниками, принявшими новый порядок. И буквально после каждой игры город живо обсуждал, как наши фрицев бьют. 9 августа 1942 года состоялась встреча с командой Flakelf – попытка матча-реванша. Немцы даже усилили свой состав членами сборной Германии, но все равно проиграли. А вскоре, судя по статьям в газетах, книгам и фильмам на эту тему, футболисты «Старта» были арестованы и расстреляны. И как-то потерялся во времени тот факт, что после войны игроки киевского «Динамо» были награждены медалями «За боевые заслуги», причем Хрущев вручил награды футболистам лично. Впрочем, четверым – все-таки посмертно.??

Команда киевского «Динамо» по версии режиссера Андрея Малюкова
«Нам было не так уж важно докапываться до истины – была казнь футболистов следствием их победы на футбольном поле или нет, – говорит продюсер «Матча» Дмитрий Куликов. – Мы понимали, что противоборство двух команд – публичное идеологическое мероприятие. Угрожали ли немцы нашим спортсменам, давили ли на них? Думаю, да. Хотя, скорее всего, не так прямо, как описано в литературных произведениях. Возможно и то, что расправа над футболистами – следствие спецоперации гестапо. Но факт остается фактом: немцы очень хотели выиграть, а наши им не дали. В оккупированном городе с немецкой властью и с тем, что в районе Сырца (на окраине Киева) бесперебойно работал лагерь смерти. Как хотите, но, по-моему, это подвиг».??? Идея снять новый фильм по мотивам старой истории пришла в голову продюсерам Дмитрию Куликову, Илье Неретину и Тимофею Сергейцеву в 1999 году. «Мы посмотрели картину «Третий тайм» по тем же событиям, и она нас совершенно не устроила, – вспоминает Куликов. – Мы увидели довольно куцую историю, которую даже идеологической не назовешь – скорее, карикатурной. Но тогда у нас не было ни денег, ни возможности заняться этим».??
Основную версию нового сценария написал Дмитрий Зверьков лишь в 2009 году, еще через год компания «Рекун-синема» попала в список киностудий, претендующих на получение финансовой поддержки Фонда кино.? ?Продюсеры с самого начала хотели, чтобы фильм снимал Андрей Малюков, но он был занят. «Я часто выстраиваю свою жизнь с перспективой на будущее, – рассказывает режиссер. – Завершая один проект, точно знаю, чем буду заниматься дальше. Вот почему, когда Илья Неретин принес сценарий «Матча», я отказался: весь ближайший год у меня был занят 22-серийным проектом «Побег». Но Неретин сказал: «Мы будем ждать, сколько нужно». Это меня, конечно, сразу же подкупило».??? В центре сюжета – отношения вратаря «Старта» Николая Раневича (Сергей Безруков) и его возлюбленной Анны Шевцовой (Елизавета Боярская). «Страсти там царят шекспировские! – продолжает Малюков. – Война – только фон».?
Елизавета Боярская и Екатерина Климова в «Матче»
Сам футбол, по словам режиссера, потребовал от создателей фильма еще больше усилий, чем история любви, которую Елизавета Боярская назвала «жертвенной». В масштабных стадионных съемках приняли участие приблизительно 25 тысяч человек. Сцен матча было отснято более чем на сутки экранного времени. Футболистам выдали спортивную форму образца 1940-х, а вратарю еще и кепку. «Мы даже специально сшили мячи, какими играли в то время, – рассказывает художник-постановщик фильма Александр Толкачев. – Там много нюансов: толщина кожи, характер выкроек, цвет и наполнение».?? «Нам нужно было, чтобы игра смотрелась максимально правдоподобно, но не превратилась в обычную телетрансляцию, – вспоминает Куликов. – Мы старались показать футбол изнутри, с поля – каким его видят сами футболисты».?? Продолжение материала читайте во втором номере «The Hollywood Reporter – Российское издание» (в продаже с 27 апреля).

Материалы по теме

  • Рецензия: «Люди Икс: дни минувшего будущего»

    16 мая 2014 / Илья Миллер

    Путешествующий во времени цирк мутантов и аутсайдеров набирает небывалую силу.

    Комментировать
  • Рецензия: «Красотки в Париже»

    08 августа 2014 / Владимир Лукин

    Комедия о последствиях гормональных срывов — с аллюзиями на сериалы «Девочки» и «Cекс в большом городе».

    Комментировать
  • Майлз Теллер: «Я согласился сниматься в “Дивергенте” по финансовым причинам, внутри меня была пустота»

    23 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Звезда фильма «Одержимость» рассказал о трансформации, которой подвергся душевно и физически, снимаясь в фильме Дэмиена Шазеля.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора