Международный кинофестиваль «Евразия 2017» глазами очевидца

Международный кинофестиваль «Евразия 2017» глазами очевидца
Николас Кейдж на международном кинофестивале «Евразия 2017»

Выезжая с территории аэропорта имени Нурсултана Назарбаева, проезжаем мимо Назарбаев-университета и заглядываем в центр Астаны за достопримечательностями: смотрим на Назарбаев-центр, странную конструкцию в форме глаза, и башню Байтерек, поднявшись на вершину которой можно прислониться к оттиску ладони президента Назарбаева и загадать желание. Кинофестиваль Eurasia International Film Festival (EIFF), организованный Министерством культуры и спорта и проводящийся уже в тринадцатый раз, ради которого мы прилетели в Астану, также спонсируется Фондом первого президента Казахстана.

Когда-то фестиваль евразийского кино был создан в Алма-Ате по инициативе кинокритика Гульнары Абикеевой, президента местной Ассоциации кинокритиков. Она была его программным директором до 2013-го года. С 2015 года директором стал режиссер культового фильма «Игла» Рашид Нугманов. Кроме того, у фестиваля есть президент – в 2015-м им стала скрипачка и ректор национального университета искусств Айман Мусаходжаева.

Два раза алма-атинский фестиваль проводился в молодой столице: в год ее десятилетнего юбилея и сейчас, в июле 2017 года. Одна из причин переезда в этом году – выставка достижений  под названием «Энергия будущего», к которой Казахстан готовился несколько лет, потратив 2 миллиарда долларов на строительство павильонов.

Открытие и закрытие фестиваля прошло в концертном зале «Казахстан» - необычном здании, сложенном из острых стеклянных лепестков синего цвета. Архитектурные чудеса симптоматичны молодой столице: здесь не жалеют средств на привлечение звезд. Зал строил культовый итальянец Манфреди Николетти. На открытие 13-го фестиваля привезли Николаса Кейджа и Эдриана Броуди, на закрытие – Джона Малковича.

Кейдж был не слишком любезен, читал свой текст по бумажке, которую держал в трясущихся руках, после чего убежал со сцены раньше времени. Зато на следующий день стал звездой инстаграма, сфотографировавшись с президентом фестиваля Айман Мусаходжаевой, отчего-то одетый в меховую шапку и национальный костюм.

Броуди оказался любезнее: стоя на сцене, он долго хвалил казахский народ, призывая их хранить свою уникальность. Но, пожалуй, больше Кейджа и Броуди хлопали 23-хлетнему певцу Димашу, народному герою с тембром в четыре октавы, после исполнения попурри. И пусть эти аплодисменты смещали фокус с кино, зато были заслуженными.

В конкурсную программу 13-го фестиваля в этом году включили 13 фильмов. Все они – не международные премьеры (например, «Аритмия» Бориса Хлебникова получила главный приз «Кинотавра» и была в Карловых варах; израильский фильм «Воровка» участвовал в Роттердамском кинофестивале, грузинский, «Моя счастливая семья» - в «Сандэнсе», азербайджанский «Гранатовый сад» -  в Карловых Варах).

Президентом международного жюри с участием заслуженных кинодеятелей Кирилла Разлогова, грузинского режиссера Русудан Глурджидзе и других стал малиец, каннский лауреат Сулейман Сиссе. Программу короткого метра судило отдельное жюри в составе с Ерланом Нухмухамбетовым и Сергеем Дворцевым. Также на показах присутствовало жюри ФИПРЕССИ, присуждающее собственный приз. Кроме того, были организованы параллельные смотры: программы «Евразийская панорама», «Фокус на Китае» и программа детских фильмов.

В этом году на фестивале впервые был проведен кинорынок Eurasia Film Market – международный форум продюсеров, прокатчиков и сейлз-агентов, а также была организована бизнес-площадка Eurasia Spotlight, где собрались отборщики мировых фестивалей – Каннского, Берлинского, Венецианского. Площадку уже в шестой раз организовала продюсер Анна Качко: ей удалось включить молодой фестиваль в мировой контекст, пригласив туда представителей всех фестивалей класса «А». Собственно, бизнес-площадка  сегодня и делает фестивалю международное имя и репутацию и активно поддерживает молодое кино Казахстана.

В этом году семь молодых режиссеров представили свои проекты на питчинг. А международное жюри с Марко Мюллером, продюсером Лораном Данилю, директором пражской киношколы Famu Джованни Робиано и другими известными личностями выбрали лучший – им оказался проект Шарипы Уразбаевой «Рысь» - о женщине, отсидевшей за убийство, освободившейся через 26 лет и возвращающейся в родной город, изменившийся после развала СССР. Вторым победителем питчинга стал Аян Найзабеков с заявкой фильма под названием «Безумие». Жюри также специально отметило Асель Аушакимову за смелость –  ее проект рассказывает о внезапно зарождающейся любви двух женщин, одна из которых носит хиджаб.

Шарипа Уразбаева и Аян Найзабеков

Кстати, победителем первого питчинга,  проведенного на площадке в 2011-м, стал фильм «Уроки гармонии», впоследствии получивший «Серебряного медведя» за операторскую работу на Берлинале.

Также на бизнес-площадке уже известные режиссеры и продюсеры представили новые проекты. Первым выступил Рашид Абдрашев, рассказав о картине «Казахское ханство. Алмазный меч», которую он хотел выпустить еще два года назад, к 550-летию Казахского ханства, но закончить ее удалось только сейчас. Фильм в итоге показали в рамках кинофестиваля в программе «Тулпар» (национальная кинопремия, казахстанский «Оскар»). Абдрашев, чья биография знаменита созданием четырех частей фильма «Путь лидера» (байопик Нурсултана Назарбаева), сказал, что скоро выпустит вторую часть фильма, а также телевизионный сериал.

Подлинный интерес, впрочем, вызвали другие проекты – например, фильм Ардака Амиркулова (режиссера, окончившего мастерскую С. Соловьева), «В тишине». Это поэтическое размышление о жизни и близкой смерти. Сначала маленький мальчик ухаживает за умирающей матерью, потом взрослеет, устраивается натурщиком в школу искусств и влюбляется в девушку, танцующую танго, танец смерти. После роковой встречи, он возвращается в родные места, чтобы проводить в последний путь вырастившую его соседку. Искусство не выдерживает эстетического поединка со смертью: смерть оказывается величественнее и прекраснее.

Другой интересный проект был представлен режиссером «партизанского», то есть безбюджетного кино, Нариманом Туребаевым. Термин ввел в обиход его коллега, режиссер Адильхан Ержанов, чей фильм «Хозяева» тоже победил здесь на питчинге несколько лет назад. Фильм  Туребаева «Грязь большого города» - о мести, которую режиссер выбирает своим оружием в борьбе с коррупцией от безысходности (сюжет немного напоминает фильм «Честный человек» Мухаммада Расулофф, победивший в этом году на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» - о человеке, в одиночку идущем против системы).

В целом о ситуации в казахстанском кино можно было также судить про программе «Тулпар», показы которой шли в залах «Чаплина» одновременно с конкурсными. Особенно выделялся фильм «Завтра море» - документальный, при этом вышедший в прокат. Режиссер Катерина Суворова училась у Вернера Херцога в Rogue Film School. Фильм о пересохшем в советские времена Аральском море и жизни без него, продолжающейся на берегах города и соседних аулов – медленный и меланхоличный. Кинокамера исследует заржавленные остовы брошенных кораблей с таким же интересом, как и фрагменты человеческих судеб – ремонтных рабочих, девушки-эколога, оставшейся работать в Аральске, несмотря на отъезд одноклассников, рыбаков из аула, старика, выращивающего дыни. «Завтра море», чья мировая премьера случилась на фестивале в Локарно, без преувеличения можно назвать самым интересным фильмом программы.

Чего, увы, не скажешь о фильме, получившем гран-при «Евразии 2017», «Оралмане» Сабита Курманбекова. На встрече со зрителями режиссер честно признался в деятельном участии Министерства Культуры и Спорта в творческом процессе – его просили переснимать многие сцены. «В конкурсе были гораздо более достойные фильмы», - искренне сказал режиссер со сцены во время вручения награды.  В «Оралмане» рассказана история этнических казахов, в 30-е годы бежавших в Афганистан от репрессий и мечтающих вернуться на родину (основой для сценария послужила история командира Ахмета Уали, служившего в войсках Наджибуллы). По сюжету семья из четырех человек – мать, отец, дедушка и немая внучка – возвращаются в Байконур, на родину, сначала недоверчивую, а затем всепрощающую.

К вручению главной награды патриотическому фильму, снятому по госзаказу, многие гости отнеслись скептически. Зато остальным призам обрадовались. Например, призу жюри ФИРПЕССИ, врученному «Аритмии». Или призу за лучшую женскую роль для актрисы Ии Шуглиашвили. И лучшему короткому метру - анимационной ленте «Собака» Мейржана Сандыбая про бездомную собаку. А также призу за режиссеру, врученному фильму «Кентавр» киргизского режиссера Актана Арым Кубат. В Казахстане с большим вниманием относятся к кинематографиям соседних Кыргызстана и Узбекистана; на этот раз в конкурс попал действительно сильный фильм.

«Я боялся, что из-за переезда фестиваля в Астану на показах не будет зрителей», - сказал киргизский режиссер со сцены. Страхи не оправдались: бесплатные показы обеспечили полные залы. Днем наблюдался приток матерей с младенцами и дошкольниками (и вовсе не только на детскую программу): устав от сидения на месте, дети устраивали кинозалах шумные игры. Больше всего не повезло фильму «Завтра море»: в середине фильма в зал въехала коляска. Пользуясь отвлекающим моментом, телевизионный корреспондент включил камеру с накамерным светом, ослепившим зрителей, и некоторое время снимал экран. Организаторы, впрочем, пообещали исправиться и строго соблюсти фестивальное правило 18+ в будущем году. 

Материалы по теме

  • Николас Кейдж сыграет в фантастическом фильме о глобальном потеплении

    01 декабря 2016 / Редакция THR Russia

    Уже шестой проект Кейджа на 2017 год.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2017» объявил итоги

    14 июня 2017 / Редакция THR Russia

    В Сочи прошла торжественная церемония закрытия фестиваля. Главный приз достался «Аритмии» Бориса Хлебникова.

    Комментировать
  • Кинотавр 2017: роковая аритмия мифов

    14 июня 2017 / Ольга Белик

    28-й фестиваль закрылся фильмом-дебютом с грандиозным количеством звезд в кадре.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора