ММКФ 2017: финская сексуальная революция и российская трагикомедия

ММКФ 2017: финская сексуальная революция и российская трагикомедия

«Вы можете умереть в любой момент», - слышит главная героиня «Карпа отмороженного» в самом начале нового фильма Владимира Котта. Режиссёру удалось сделать невозможное – привлечь в малобюджетный проект «гигантов» отечественного кинематографа – Евгения Миронова, Алису Фрейндлих и Марину Неёлову. Сам Котт после фильма поблагодарил актёров, признавшись, что они снимались «совсем не на свои ставки».

«Удивительная история с этим сценарием. Марина Мстиславовна согласилась сразу, мы даже испугались – так это было неожиданно. Мы не очень понимали, осознает ли она, куда ввязывается, что ей надо выглядеть по-другому, совершить актерский подвиг, что она не должна соответствовать той легкой, воздушной Неёловой, а быть старухой», – поделился впечатлениями Котт.

А к Алисе Фрейндлих режиссёр вместе с оператором Михаилом Аграновичем, с которым актриса уже работала ранее, приходили домой: «Первое, что она сделала – предложила покурить. Она меня проверяла, прощупывала, адекватен я или нет. Через полчаса мы нашли общий язык, сигареты, нашли образ», - вспоминает режиссёр.

На троих артисты разыгрывают забавную и трогательную историю, в центре которой пожилая учительница провинциального городка, её лучшая подруга и её сын, давно покинувший родные пенаты. После страшного диагноза героиня Неёловой понимает, что сыну рассказать о возможной смерти не может, да и позаботится он ней не сможет, ведь так занят бизнесом в городе, поэтому в одиночку решается заняться своими будущими похоронами. Однако, сама того не ожидая, останется она не совсем одна, с ней будет жить большой речной карп, которого ей подарит бывший ученик, чтобы не спустить деньги от продажи рыбы на водку.

«Образ карпа мы использовали не случайно, ведь эта рыба символ сына, а кроме того, именно карп плывёт против течения», - поясняет на пресс-конференции сценарист Андрей Таратухин. «Вы бы хоть мне об этом сказали перед началом съёмок, может, и фильм получился бы другим», - пошутил Котт.

Съёмки «Карпа» проходили в маленьком городке в Ленинградской области Сясьстрой, где до сих пор, по словам создателей, стоят столетние бараки.

Ещё одной отличительной чертой проекта стало то, что он был создан за счет частных средств, без государственной финансовой поддержки. «Фильм состоялся – для меня это почему-то становится знаком качества – без поддержки Фонда кино и Минкульта. Нам три раза отказали», - поясняет Котт. «Кино не было задумано как коммерческое, мы просто вдохновились историей и захотели ее сделать. И те, кто нам помог, тоже вдохновились этой историей. Кастинг и команда сыграли свою роль», – подчеркивает продюсер Никита Владимиров.

У создателей получилась простая история, без аллюзий, наворотов и сложностей, ровно так, как они и хотели. Насладиться «Карпом отмороженным» зритель сможет уже этой осенью. И, кстати, ни один карп на съёмках не пострадал.

Ещё одним конкурсантом 39-го ММКФ стал режиссёр Виса Койсо-Кантилла и его полнометражный дебют «Звездачи». Этот фильм – история двух семей в маленьком финском городке, в которых взрослые запутались в своей сексуальной жизни, а дети, два лучших друга-подростка, оказались мудрее родителей.

Главный персонаж картины - тёзка режиссёра Висы Койсо-Кантиллы, а на вопрос о том, случайность ли это, создатель отвечает: «Наш фильм, полностью художественный, но в нём есть элементы моей биографии и моего детства. Я родился в 1970, а именно в 70-х Финляндия, да и вообще вся Европа, переживала сексуальную революцию. Люди учились любить и чувствовать по-новому. Сейчас я сам отец троих детей, поэтому стараюсь выступать для них примером».

В «Звездачах» и правда очень много чувств, с которыми главным персонажам порой невозможно разобраться. Друзья, коллеги, родители, дети, жёны и мужья, любовники и любовницы – финны сумели намешать все виды человеческих отношений в 90 экранных минут. А приправой к этому салату выступает секс, без которого, кажется, в этом фильме не выжить никому. Главным эротическим трио проекта выступили Пихла Виитала, Антти Луусуаниеми и Малла Малмиаваара, которые легко вживались в открвоенные сцены: «Мы все – спокойные и свободны люди, поэтому нам было легко. Мы благодарны нашему режиссёру, потому что он создавал на площадке атмосферу свободы и раскрепощённости».

Помимо актёров взрослых в кадре также блистают и дети – Олави Ангерво и Вили Саарела. Двум подросткам часто приходится надевать шкуру взрослых и решать личные проблемы на фоне рушащихся браков своих родителей. «С детьми нам было работать очень легко, они большие профессионалы. Мне всегда хотелось, чтобы они были именно собой, а не просто играли роли. И сами дети во время съёмок стали настоящими друзьями. Нам с ними очень повезло», - рассказывает режиссёр.

Фильм пропитан резким духом 70-х и бунтарства. Сам Койсо-Кантилла признавался, что вдохновлялся «Возвращением» Андрея Звягинцева и «Останься со мной» Роба Райнера.

«Звездачи» - один из множества фильмов с открытой концовкой, когда каждому зрителю нужно понять для себя, чем всё завершится – бунтом или смирением. «Я не хочу что-то конкретизировать. Пусть каждый зритель решит по-своему», - резюмировал автор.

Материалы по теме

  • ММКФ 2017: Конкурсные фильмы и блиц-интервью с создателями и жюри

    23 июня 2017 / Редакция THR Russia

    Турецкая «Желтая жара» и японский «Апрельский сон длиной в три года» с успехом представлены на ММКФ, а их создатели рассказали о том, как это было.

    Комментировать
  • ММКФ 2017: 26-летний режиссёр представил фильм-биографию о жизни в коммуне наркоманов

    24 июня 2017 / Григорий Черагин

    Молодой режиссёр Адриан Гойгингер поделился со зрителем самым трогательным - своим детством и отношениями с матерью.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus