ММКФ 2017: гид по фестивалю

ММКФ 2017: гид по фестивалю
Кадр из фильма «Бахубали. Завершение»

Московский международный кинофестиваль, один из старейших в мире, пройдет в этом году с 22 по 29 июня. В конкурс попали фильмы в том числе из России, Дании, Финляндии, Испании, запланированы внеконкурсные программы, ретроспективы. Мы подготовили для вас гид по ММКФ, чтобы вы не пропустили все самое интересное в этом многообразии кино.

Россия в основном конкурсе

В основной конкурсной программе представлено сразу несколько отечественных фильмов. Одним из них стал «Карп отмороженный» Владимира Котта.

Главная героиня – пенсионерка Елена Михайловна, которая всю жизнь проработала в единственной школе провинциального города и которая неожиданно узнает о страшном диагнозе. Она не может сказать правду сыну, тем более что не видела его более пяти лет. Елена Михайловна оказывается наедине с собой, а одиночество ей скрашивает... огромный карп, который понимает героиню больше, чем весь окружающий мир.

Владимир Котт – выпускник режиссерского факультета ГИТИС. Карьеру в кино он начал в 1999 году, став вторым режиссером на фильме «Ехали два шофера», который снимал его брат-близнец Александр. Дипломная работа «Дверь», выпущенная в 2004 году, получила призы на нескольких фестивалях. Наград крупных смотров была удостоена и первая полнометражная кинокартина Владимира – «Муха».

Еще одним российским фильмом в конкурсе стала новая работа Вадима Перельмана «Купи меня». Она посвящена жажде успеха, которая обуревает молодых девушек. По сюжету, студентка филологического факультета из хорошей семьи Катя совершает неожиданный поступок. У нее есть шанс получить грант на изучение парижских архивов, но она решает строить модельную карьеру в ОАЭ.


 

Вадим Перельман – уроженец Киева, живет в Лос-Анджелесе с 1990 года. Первого большого успеха в Голливуде добился благодаря фильму «Дом из песка и тумана» (2003) с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли: лента получила три номинации на премию «Оскар». Режиссер успешно работает и в России – например, он снял сериал «Пепе» с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым.

«Мешок без дна» Рустама Хамдамова также поборется за приз ММКФ. Основой фильма стала новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще». События разворачиваются во времена правления императора Александра II. Одна из фрейлин рассказывает князю сказку, посвященную мистическому убийству царевича в лесу в XIII веке. Участники истории – свидетели преступления – предлагают разные версии, которые отличаются от того, что случилось в действительности.

Рустам Хамдамов – не только режиссер, но и художник. Он выпускник ВГИКа, лауреат премии «Триумф», его картины хранятся в известных музеях, в том числе в Третьяковской галерее, и в частных коллекциях. Среди его фильмов – «В горах мое сердце», «Анна Карамазофф».

Россия в конкурсе документального кино

Российские фильмы есть и в конкурсе документального кино. Здесь в первую очередь стоит выделить «Последний вальс» Юлии Бобковой, рассказывающий о композиторе-затворнике Олеге Каравайчуке. Музыкант-импровизатор скончался в 2016 году.

В этой картине он отправляется в свое последнее путешествие по дачному поселку Комарово, где провел всю жизнь и сочинил большую часть музыкальных произведений. Каравайчук работал с режиссерами Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Кирой Муратовой, музыкантом Сергеем Курехиным, его музыка звучала и в театральных постановках.

Последней работой Каравайчука стал «Вальс Комарово», который впервые прозвучит именно в документальной ленте. Это своеобразное прощание композитора со зрителями.

Также стоит отметить «Раскаленный хаос» режиссера, сценариста и актера Сергея Дебижева. Фильм выходит в год 100-летия Русской революции и повествует о ее причинах, о Первой мировой войне, внешних и внутренних заговорах, из-за которых рухнула монархия и весь миропорядок. Текст состоит из цитат, воспоминаний и умозаключений свидетелей той бурной эпохи.

Дебижев известен как участник выставок художественных работ, как режиссер и сценарист художественных фильмов, как автор видеоклипов и телепрограмм, что наверняка нашло отражение в его новой документальной работе.

Андрей Кончаловский. Возвышающие истины

В рамках ММКФ будет показана ретроспектива одного из самых знаменитых отечественных режиссеров. Зрители увидят отреставрированные фильмы Андрея Кончаловского – лауреата Венецианского кинофестиваля, обладателя гран-при жюри Каннского кинофестиваля. В 1997 году на ММКФ он также был удостоен специального серебряного «Святого Георгия» за вклад в мировой кинематограф. Среди его известных работ – «Сибириада», «Курочка Ряба», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай».

А кто еще в конкурсе?

Из фильмов, попавших в основную конкурсную программу, выделим «Преисподнюю» Фенара Ахмада (Дания). Ее главный герой – успешный хирург Заид, который живет с любимой женой в роскошной квартире в Копенгагене. Совсем скоро они должны стать родителями. Однажды к Заиду приходит младший брат и просит денег в долг, но герой отказывает, и через несколько дней брата находят мертвым. Поскольку полиция ничего не может сделать, хирург решает самостоятельно найти убийц. Заид меняет внешность и отправляется на поиски в криминальное подполье. Герою предстоит задуматься о том, стоит ли месть той цены, которую придется за нее заплатить.

Это настоящий скандинавский ответ Голливуду на все его фильмы о честных мстителях, вершащих правосудие собственными руками. Причем перед нами не просто боевик, а мрачный и умный триллер на важные темы. С одной стороны, ленту называют классической историей о мести, а с другой – за картиной кроется гораздо больше.

Еще одна картина о правосудии и криминале – «Обычный человек» (Республика Корея). На дворе 1987 год, майор полиции Сончин арестовывает мелкого нарушителя, который оказывается главным подозреваемым в серии жестоких убийств. Главный герой не уверен, что это действительно тот самый преступник, и тогда в дело вмешивается высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов.

Он предлагает Сончину помощь в организации дорогостоящей операции для сына, нужно лишь прекратить сомневаться в виновности задержанного. Майор постепенно понимает, что под ударом не только его карьера, но и семья. Что он выберет, закон или корпоративные интересы? Ким Понхан снял фильм на тему, которая может быть близка зрителям любой страны.

Кроме того, советуем не пропустить «Селфи» (Испания). Виктор Гарсия Леон предлагает вашему вниманию фильм о герое, отец которого – коррумпированный министр – сел в тюрьму. Друзья и любимая девушка бросили Боско, его выгнали из института, выселили из шикарной виллы. Бедняге приходится снимать комнату и жить на пособие. В центре занятости населения он встречает девушку мечты – слепую левую активистку.

На фестивале в Малаге фильм был удостоен двух премий. И неслучайно. «Селфи» – умный фильм, одновременно смешной и серьезный. Он критикует многие черты испанского общества. «Мы попытались сделать фото», – говорит режиссер. По его словам, не было цели создать кино с моралью – только снимок. А протагониста он называет наивным человеком, оказавшимся вне своей вселенной.

Невозможно не упомянуть представленный в основной программе фильм «Звездачи» – потому что Финляндия и потому что отличный сюжет. Патриархальный городок 1970-х, эхо сексуальной революции, традиционные семейные ценности рушатся, взрослые нуждаются в любви и свободе, и все это мы видим глазами двух 13-летних подростков.

Виса Койсо-Канттила начинал как документалист, и тем любопытнее его работа в художественном кино. Режиссер уверен, что его лента будет интересна международной аудитории, ведь поднятые им темы – любовь, ревность, отношения между поколениями – универсальны и касаются каждого.

В конкурсную программу включен и номинант на премию за лучший дебют Берлинского кинофестиваля – фильм «Лучший из миров» (Германия/Австрия). Он основан на реальных событиях из жизни режиссера Адриана Гойгингера. Для него это первая полнометражная художественная лента.

По сюжету, семилетний Адриан живет в Зальцбурге, с мамой Хельгой и ее бойфрендом, сидящими на наркотиках. Отец мальчика умер еще до его рождения. Хельга очень любит сына, но все ее попытки стать хорошей матерью заканчиваются новой дозой. А Адриан воспринимает творящийся вокруг него кошмар как часть обычной жизни, где есть и приключения, и переживания, и другие радости, ведь детство – это лучший из миров. В какой-то момент Хельга все-таки решает пройти курс реабилитации, но для этого сыну придется провести какое-то время в детдоме, и им предстоит серьезное испытание. У Гойгингера получилась очень личная история.

Событием на ММКФ станет показ ленты «Роковое искушение». Картина, недавно принесшая Софии Копполе приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, выбрана в качестве фильма закрытия. В основу атмосферного триллера лег роман Томаса Куллинана о закрытом пансионе для девушек, куда однажды попадает искавший помощи и укрытия мужчина. За внимание прекрасного незнакомца начинается нешуточная борьба.

В «Роковом искушении» снимались Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фаннинг и Колин Фаррелл – о таком актерском составе может мечтать любой режиссер.

Конкурс документального кино

В документальной конкурсной программе представлены очень разные фильмы, и одним из наиболее интересных является «Парижская опера» (Франция, Швейцария), ведь балет в России, кажется, любят все. Жан-Стефан Брон предлагает вашему вниманию ироничную, красивую и временами жестокую ленту о закулисье легендарного театра.

Режиссер провел в этом храме искусств 18 месяцев. Он работал над «Парижской оперой» в 2015-2016 гг., когда в театре менялось руководство. Не могли не повлиять на Брона и его героев теракты в столице Франции, которые произошли в конце 2015-го. Директор Парижской оперы Стефан Лисснер поначалу был не очень рад съемочной группе, но изменил отношение, когда посмотрел фильмы Брона и понял, что имеет дело с художником. В итоге, по мнению некоторых, театр в ленте кажется метафорой идеальной Республики, где каждый стремится к совершенству и делает свой вклад в успех всего коллектива.

Еще один фильм программы посвящен совершенно другой теме. Это «Трофей» (США), мировая премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс». Кристина Клушау и Шоль Шварц тщательно изучили индустрию охоты и сафари, узнали, как спасают дикую природу в Штатах и Африке, показали страшные последствия обращения с животными как с расходным товаром.

В картине можно увидеть тех, кто тешит свое эго, убивая львов и носорогов, тех, кто наживается на этой охотничьей страсти, тех, кто пытается спасти братьев наших меньших – иногда самыми неожиданными способами. Например, оказывается, что убийство животных, в том числе для личного удовольствия, приносит деньги на охрану остальных особей. Клушау и Шварц задают провокационные вопросы и заставляют зрителей думать, спорить и обсуждать фильм после просмотра.

Внеконкурсные программы

Вне конкурса на ММКФ будет показано множество любопытных фильмов. К примеру, в рамках программы «Спектр» состоится российская премьера ленты «Порту» Гейба Клингера, где одну из своих последних ролей сыграл любимец публики, русский американец Антон Ельчин.

По сюжету, жизнь француженки и американца меняется после всего одной ночи, проведенной в португальском городе Порту. Между героями возникает мгновенная связь, но справятся ли они с тем, что препятствует их отношениям? По некоторым оценкам, картина подтверждает уникальный талант Ельчина, и тем печальнее от его неожиданной и слишком ранней смерти.

Один из исполнительных продюсеров – Джим Джармуш, у которого Антон снимался в фильме «Выживут только любовники». Мировая премьера «Порту» прошла на фестивале в Сан-Себастьяне.

«Спектр» также предложит посмотреть латвийский фильм Станислава Токалова «То, что никто не видит», в котором снялись российские актеры Евгений Ткачук и Катерина Шпица.

Лента заявлена как психологический триллер с элементами научной фантастики. По сюжету, медсестра Эльза влюбляется в своего пациента – ученого Николя, впавшего в кому при разработке искусственного интеллекта «Анна». У изобретения есть собственное мнение относительно того, кому должен принадлежать герой, и оно будет всячески вмешиваться в отношения Эльзы и Николя. Это история о людях, о любви и доверии, о том, как искусственный интеллект врывается в нашу привычную жизнь.

Еще одна программа фестиваля – «Эйфория окраины» – представит последний фильм выдающегося польского режиссера Анджея Вайды (он скончался в 2016 году). Мировая премьера «Послеобразов» прошла на фестивале в Торонто.

Лента рассказывает о послевоенной Польше. Авангардный художник Владислав Стржеминский работает в школе изобразительных искусств, его обожают студенты. Но за несоответствие догмам соцреализма героя отстраняют от преподавания и исключают из Союза художников, что приводит к драматическому финалу.

«Этот фильм возник не из гнева, а скорее из долгого опыта», – говорил Вайда в одном из интервью. По словам режиссера, его лента посвящена худшему периоду в послевоенной Польше, и художников преследовали именно так, как он показал.

На ММКФ также планируют почтить память участников Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, погибших в авиакатастрофе над Черным морем в 2016 году. Будет показан отреставрированный документальный фильм Аки Каурисмяки «Балалайка шоу» (1994). Картину сняли во время совместного концерта российского коллектива с финской группой Leningrad Cowboys. Выступление собрало 50 тыс. зрителей.

Индия в центре внимания

Много внимания на ММКФ будет уделено Индии – стране, с которой у России особо теплые отношения и кинематограф которой давно завоевал любовь отечественной публики.

В частности, именно индийский фильм будет открывать московский смотр. Это масштабный блокбастер «Бахубали. Завершение» С. С. Раджамоули. Лента продолжает историко-приключенческую эпопею о принце Шивуду, которого спасли от преследования и воспитали простые люди. Герой узнал о своем происхождении и хочет выяснить, почему тот, кто открыл ему правду, когда-то убил его отца-правителя.

Фильм уже получил положительные отзывы зрителей и критиков, некоторые называют его захватывающим блокбастером, в котором есть и экшн, и душа. Особо отмечается творческий подход к боевым сценам.

Для тех, кто не видел первую часть эпоса, организаторы подготовили подарок: ленту «Бахубали: Начало» покажут в рамках программы «Кино регионов Индии».

Еще одна индийская картина (совместное производство с Бангладеш) попала в основной конкурс. Это «Утопленник», главную роль в котором сыграл звезда Болливуда Ирфан Кхан. Ленту снял Мустафа Сарвар Фаруки.

Кхан сыграл известного писателя и общественного деятеля, влюбившегося в юную актрису, подругу собственной дочери. После развода герой женится на новой пассии, что негативно сказывается на дочке – она чувствует себя подавленной, а ее положение унизительно из-за общественного внимания к разводу и новому браку отца. Молодой жене тоже приходится нелегко: она думает, что нарушила табу вместе с супругом.

Ирфан Кхан – один из самых популярных актеров мира. Он снимается не только в Болливуде, но и в Голливуде. В частности, его можно увидеть в лентах «Воин», «Макбул», «Миллионер из трущоб».

Анимация

Украшением фестиваля станет анимационная лента «Ван Гог. С любовью, Винсент» (Великобритания, Польша), которую сняли Дорота Кобеля и Хью Велчман. Это первый анимационный мультфильм, нарисованный маслом. 115 художников проделали невероятную работу, выполнив в технике Винсента Ван Гога все 65 тысяч кадров.

В съемках были задействованы и настоящие актеры, в том числе Сирша Ронан, Эйдан Тернер, Хелен Маккрори, Дуглас Бут. Ван Гога сыграл Роберт Гулячик.

Картина посвящена тайне последних дней жизни художника. В сюжетную канву вплетено 130 полотен, в том числе «Звездная ночь над Роной» и «Ночная терраса кафе» а в роли детектива-любителя выступает Арман Рулен – сын почтальона Жозефа Рулена (оба, кстати, существовали на самом деле и позировали для Ван Гога).


Официальный партнер 39-го Московского международного кинофестиваля - ювелирно-часовая компания Chopard, которая изготовит все награды победителям.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus