- Главная
- →
Кино- →
Никита Михалков провел мастер-класс и открыл 4-й сезон своей АкадемииНикита Михалков провел мастер-класс и открыл 4-й сезон своей Академии
Ольга БеликСтуденческие билеты получили 27 человек. Остальные 500 зрителей узнали, каким тайнам актерского мастерства будут учить в Академии.В Белом Зале Дома кинематографистов Никита Михалков на днях убил двух зайцев: открыл новый, 4-й сезон своей Академии и провел мастер-класс в рамках проекта «Творческие встречи и лаборатории», который проводится уже третий год при поддержке Министерства культуры РФ и своей целью ставит содействие профессиональному росту нового поколения актеров, режиссеров, операторов, продюсеров и иных представителей творческих профессий.
Студенческие билеты лично из рук Никиты Сергеевича получило 27 слушателей: актеры, режиссеры и продюсеры. Мэтр извинился, что церемония прошла не в сентябре, как положено, а на месяц позже: причиной задержки стало здоровье Михалкова. На сцену Никита Сергеевич поднялся с тростью — он восстанавливается после операции на ноге. Но едва только Михалков смог нормально функционировать — тут же пришел к своим будущим ученикам и совершил важный обряд: выдал студбилеты и разбил тарелку на счастье — как это принято у кинематографистов.
После официальной части началась неофициальная — мастер-класс. Описать словами два с половиной часа священнодействия невозможно — выступления Михалкова всегда надо видеть живьем. Это великолепнейший перформанс, философские размышления, троллинг, ирония, воспоминания и передача опытом одновременно. Если выделить суть — Никита Сергеевич попытался объяснить слушателям, чем именно отличаются занятия в Академии от других профильных ВУЗов (которые он любит и уважает, но тем не менее) и чему важному будут обучать его студентов. Главной проблемой сегодня Михалков считает то, что очень сильно «испортилась» профессия режиссера — в основном благодаря потоковой работе на телевидении. «Этот принцип вымыл из профессии режиссера понимание, что такое кино и актерское мастерство и как нужно помочь артисту. Наша идея заключается в том, чтобы помочь артистам работать с непрофессиональным режиссером», — подчеркнул он.
Сегодня — как, впрочем, и всегда, считает Михалков, артист должен уметь помочь себе сам: на пробах и тем более на съемках. Знать свой ракурс, свое ремесло и виртуозно владеть им. Играть так, чтобы потом тебя увозили в больницу — непрофессионально, уверен режиссер. Артист может переживать невероятные эмоции — и при этом полностью контролировать себя. Он может плакать и смеяться по команде — но все это не нервы, а работа диафрагмы. «Слезы — это техника», — отметил мэтр. И самое важное — актер должен уметь держать паузу и молчать в кадре: искусство, которое сегодня редкость. В пример Никита Сергеевич привел отрывок из «Самурая» 1967 года с Аленом Делоном — подчеркнув, что в сцене, где герой Делона не произносит ни слова, в американском фильме были бы нескончаемые диалоги.
Михалков сожалеет, что сегодня никто из кинематографистов не обращает внимание на тело как инструмент. Пауза и психологический жест, с помощью которого актер способен выразить очень многое — главные секреты мастерства по Михалкову. «Один только жест, одно движение за чашкой может дать намного больше, чем огромное количество физических действий, которые будут шифровать пустоту и как бы дадут возможность зрителю подумать, какой я крутой свободный артист». Мэтр продемонстрировал это со сцены, проиграв самые разные ситуации с одним-единственным жестом-тостом «Ну!»
«Сегодня стать артистом медийным — не проблема. Проблема — погрузиться, суметь собрать энергию и сыграть образ. То есть вот это необъяснимое, неповторимое, невероятное умение перевоплотиться, а не просто кривляться. Именно внутреннее перевоплощение — гигантский труд. И это возможно только в том случае, если мы на этом концентрируем внимание», — подчеркнул мэтр студентам, добавив, что его интересует в артисте соединение ремесла, мастерства и создания образа. «А образ создается не из текстов. Михаил Чехов считал, что текст не значит ничего. Он как-то был на спектакле, который игрался на идише, не понимал ни слова, но рыдал вместе со всеми. Почему? Потому что слово не значит ни-че-го. Потому что правильная атмосфера и энергетический сгусток, фокусировка, концентрация заменяют три страницы текста сценария».
Разумеется, когда дошла очередь до вопросов из зала, большинство спрашивало, как попасть к Никите Сергеевичу на съемочную площадку — хоть осветителем: о невероятной атмосфере у Михалкова на съемках ходят настоящие легенды. Много интересовались и рутинными процессами: например, как Михалков относится к новомодным селфи-пробам — когда актер сам записывает себя на видео и отправляет режиссеру или продюсеру — и как реагировать, когда агент или режиссер просят тебя не приезжать на пробы, а вот так самостоятельно их записать. «Матерные слова знаете? — поинтересовался Никита Сергеевич. — Вот и напиши им в ответ все, какие знаете». Режиссер категорически против подобных экспериментов, считая их таким же непрофессионализмом, как и неконтролируемые рыдания.
Напомним, Академия кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова проводит обучение не с «нуля», а уже имеющих профессиональную подготовку специалистов. Основная цель Академии — повышение профессионального уровня и освоение новых компетенций. Каждый сезон проводится жесткий отбор студентов — в этом году 27 слушателей было отобрано из более 500 претендентов.
Материалы по теме
Академия Н.С. Михалкова покажет новый спектакль «Метаморфозы-3: Враги»
06 июля 2018 / Редакция THR RussiaПредпремьерный показ состоится 9 июля на сцене Дворца культуры им. С.П. Горбунова.
КомментироватьНиките Михалкову вручили почетный приз на II Горький Fest
23 июля 2018 / Редакция THR RussiaГостями церемонии открытия фестиваля стали Артем Михалков, Ксения Раппопорт, Владимир Хотиненко, Инга Оболдина, Владимир Мишуков, Сергей Мокрицкий, Анна Чурина, Алексей Петрухин и другие.
Творческие встречи и практические лаборатории пройдут в Академии Н.С. Михалкова
05 сентября 2018 / Редакция THR RussiaМероприятия пройдут в рамках проекта «Творческие встречи и лаборатории».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: