Никита Михалков: «Время — сестра правды…»

Никита Михалков: «Время — сестра правды…»
Никита Михалков; фото: Влад Локтев

Получение фильмом «Солнечный удар» пяти «Золотых орлов»,  январь 2015

«37 лет мы шли к картине «Солнечный удар» и не догадывались, что она будет настолько близка к тому, что теперь творится вокруг нас. Той Одессы, где мы ее снимали, уже нет… В первый раз была такая жесткая конкуренция на «Золотом орле». Хочу поблагодарить всю нашу команду, нашего потрясающего зрителя. Картина прошла в прокате, по телевидению. И через три месяца люди попросили еще раз показать ленту,  и она опять идет в Москве… Одна женщина, кстати, ругая меня, когда-то написала: «Настоящее искусство — это то, что хочется увидеть, услышать или прочитать еще раз…»

О запрете мата в кино, январь 2015

«Когда в заголовок выносится: «Михалков за узаконивание мата» — это ложь и подтасовка. Конечно, у любого человека от такого заявления волосы встанут дыбом. Почему кто-то утверждает, что я за то, чтобы узаконить мат? Я всегда выступал, выступаю и буду выступать против грязного бытового мата, полностью заменяющего человеческую речь».

«Используя такие выражения, автор дает зрителю, читателю, слушателю ощущение правды ситуации. Согласитесь, когда происходит взрыв, столкновение, катастрофа — любая ситуация, выбивающая человека из равновесия, — возникает место для крепкого словца, и это оправдано».

«Могу с уверенностью сказать, что если Бог даст мне возможность в дальнейшем снимать кино и в моей картине прозвучат подобные слова, то это будет оправдано, и я буду это отстаивать и за это отвечать, потому что это часть художественного замысла, а не просто бытовая распущенность».


Работа над сериалом о Грибоедове, январь 2015

«Это, на мой взгляд, потрясающий сценарий. Жизнь и гибель Александра Грибоедова. С невероятным количеством открытий, исторических в том числе, мы доказали, что убийство Грибоедова — это спланированное англичанами хладнокровное убийство дипломата, мешавшего им на Шелковом пути».

«Грибоедов» был написан в 1985 году. Сценарий писали Саша Адабашьян, Юра Лощиц, Ираклий Квирикадзе и я. В конце 80-х работа над фильмом уже начиналась, но была отложена из-за напряженной ситуации в нагорном Карабахе, где должна была проходить часть съемок».

Круглый стол «Год Крыма с Россией», март 2015

«Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет. Но не так нет, чтобы обязательно было, а нет, и хрен с ним! Западу мы страшны нашим минимализмом. То искреннее, реальное, настоящее — что случилось в Крыму, — должно передаться всей России. Крым должен стать зарядным устройством нашей национальной энергии».

Присуждение звания почетного гражданина Белграда, апрель 2015

«Я настолько ощущаю внутри себя эту огромную сербскую любовь, которую они отдают всем сердцем, что это важнее всего, это главная награда».

Учреждение благотворительного фонда «12», апрель 2015

«Благотворительный фонд «12» — «вырос» из «церковного» фонда нашей студии, который мы создали довольно давно для оказания помощи в восстановлении храмов и приходов, создании воскресных школ. Но так как эта организация на постоянной основе поддерживала различные социальные направления: оказывала помощь пожилым и нуждающимся деятелям киноискусства, производя доплаты к пенсиям и обеспечивая закупку необходимых дорогостоящих лекарств, поддерживала молодых кинематографистов и творческих деятелей, участвовала в организации различных фестивалей, — мы приняли решение фонд переименовать и назвали организацию в честь нашей картины «12», которая во многом соответствует нынешней идее этого объединения».

Прямая трансляция шествия «Бессмертного полка» в день 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на телеканале «Россия», 9 мая 2015

«Это действительно величайший праздник. сакральный. У каждого, кто воевал, была своя личная, индивидуальная война. И сколько воевало людей, столько и было войн. У каждого были свои страхи, свои победы, свои воспоминания. Сейчас, мне кажется, существует в мире большая опасность, она заключается в том, что страны, которые никогда не воевали на своей территории с внешним врагом, не знают, что это в действительности такое. Да, они могут увидеть по телевидению в новостях репортажи с каких-то боевых действий,  да, воюющие далеко от дома, где-нибудь в Ираке, Корее или Вьетнаме, тоже погибают, и их родные получают тела спецрейсами. Да, это трагедия. Это трагедия семьи, но не трагедия народа. И это не может в полной мере дать народу познания опыта войны. Потому что там, где война идет на твоей территории, там воюет все — солдаты, офицеры, женщины, дети, дерево, стол, очки, чашка — все, все воюет. И перед алтарем войны, как в церкви, все равнозначны. Этот опыт абсолютно отсутствует, скажем, у американского народа. Что знают жители какой-нибудь Оклахомы о Сербии, Косово или Донбассе? Да и знают ли вообще что-нибудь? Но и самое главное: хотят ли они что-нибудь об этом знать?»

Творческие вечера «Свой среди своих», июнь 2015

«Я завожусь от зала, мне зал дает дыхание, и когда ты ловишь эту волну, и залу нескучно. Такое общение с публикой очень многое дает, потому что тебя заставляют иногда формулировать то, о чем ты даже, может, не задумывался, это интересно. Если это живое — это хороший двигатель для художника и вообще для человека. У меня было много мастер-классов, а творческих встреч почти не было. Творческая встреча — это более концертный жанр. Это не мое. Никогда не давал творческих вечеров в Москве и смертельно боюсь этого». 

«Я могу быть неправым, могу заблуждаться, ошибаться, но я стараюсь не врать по сути, когда делаю свое дело. Даже когда я снимаю кино про очень плохих людей, я должен их полюбить. Я просто не смог бы ничего сделать, если бы был лишен этого чувства, потому что и в творчестве, и в жизни все зиждется на любви. А вот что я не люблю — это вы должны понять, посмотрев мое кино».

«Современный  российский  кинематограф оскорбил зрителя, оттолкнул его от себя. Сегодня люди не хотят идти в кино, где надо или ребенку закрывать глаза, или жене затыкать уши. И дело не в том, что не надо видеть плохое в жизни. Но нельзя убивать надежду. если после окончания фильма мне не хочется жить, а хочется напиться и повеситься, то ты не сделал для меня как зрителя чего-то важного, ты мне не помог в этой жизни. Если ты хочешь снимать фильмы о том, что тебя реально волнует, ты должен не унижать зрителей, не отворачиваться от них, а дать людям что-то такое, за что можно уцепиться. Любовь и надежду».

37-й ММКФ, июнь 2015

«В определенном смысле санкции сработали. Некоторые гости отказались ехать — не хотели портить отношения со своими странами. И это, на мой взгляд, чрезвычайно благостно сказалось на нашем фестивале. Мы вдруг поняли, что нам просто нужно оглядеться вокруг себя, а не искать «чужие звезды на небе». Как говорится, нет худа без добра. Фестивальные залы были заполнены. На некоторых сеансах люди сидели на лестницах. Я сам картину «13 минут» смотрел, сидя на ступеньках».

«Мы добились того, что на фестивале можно показывать картины, не имеющие прокатного удостоверения. Фестиваль — это лаборатория, она должна давать возможность видеть как можно больше. Когда разговор идет о прокате — это решают Министерство культуры и другие организации, но я не думаю, что фестиваль нужно превращать в рафинированное, вычищенное мероприятие, где показывают только те картины, которые потом можно посмотреть и на киноэкране».

Презентация книги «Территория моей любви», июнь 2015

«Для меня книга — нечто более весомое, чем кино: ее можно подержать в руках. Я никогда не был рабом сделанного, не влезал на пьедестал и не ждал славы. Я не чувствую груза сделанного, поэтому не чувствую и свой возраст. Сейчас литература мало кому нужна, но, оказывается, моя книга продается. Я этого не ожидал и очень благодарен читателям. Но, прошу вас, не считайте меня писателем: мне достаточно, если вы будете считать меня неплохим режиссером и актером».

Цитата из книги:

«На все воля Божья. Правда, я часто повторяю: «Если Господь управит». Но эти слова направлены не в прошлое, а в будущее — как попытка смирения. Люблю гениальные слова Юза Алешковского: «Свобода — это абсолютное доверие Богу». Не вера, а именно доверие. То есть я не просто верю в Тебя, я доверяю Тебе во всем. И потому свободен».


Выход программы «Бесогон ТВ» на телеканале «Россия 24»

«К моему изумлению, эта программа стала невероятно популярной. В ней я высказываю свою точку зрения, полемизирую, но никому не навязываю свой взгляд на вещи. Каждый волен воспринимать меня так, как он считает нужным. Я буду делать эту передачу до тех пор, пока она пользуется успехом и ее ждут люди».

Выпуск «Кого растим?», 8 июня 2015

«Я убежден, что знание только русской литературы может дать человеку ответы на любые вопросы сегодняшней жизни, потому что все они были поставлены. Это то, что может нас обогатить и изменить. Но как можно помочь стать другими людям, для которых практически все, что является для нас духовным достоянием, — чистый лист бумаги?»

Выпуск «Цена лжи», 29 июня 2015

«Фейсбук», «ВКонтакте», интернет — это страшное оружие. «Твиттер» и так далее — это инструменты мощнейшего влияния на человеческое сознание. И в результате — хотим мы того или нет — мы видим геополитические изменения в мире, которые совершены только средствами массовой информации».

Получение статуса полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», июнь 2015

«Когда ты работаешь ради наград, их никогда не будет хватать. И всегда будет неудовлетворенность оттого, что ты не получил следующую награду. Я никогда не болел этой болезнью и даже сразу не осознал, что стал полным кавалером этого высокого ордена. Лишь через некоторое время, когда мне звонили и поздравляли, один из друзей сконцентрировал мое внимание на том, что я стал полным кавалером. Безусловно, награда, которую мне присвоили, — огромная честь, но, по большому счету, это то, что должно стимулировать работать еще усерднее, а не почивать на лаврах».

Выступление на молодежном образовательном форум «Таврида», август 2015

«Раньше мы воспитывали из человека творца, теперь — идеального потребителя. А ведь хорошее от плохого может отличить только человек с нормальным воспитанием»

«Вы понимаете проблему, которая стоит перед человечеством? Вспомним Джобса и его команду, которая придумала айфоны. Они запретили собственным детям пользоваться своими разработками, потому что понимали, что это ящик Пандоры. Сейчас не нужно запоминать, кто написал «Войну и мир». Можно кликнуть и найти. Мы получаем ответ мгновенно, получаем информацию в готовом виде, как космонавт еду из тюбика».

«В кино нужен фильтр. Королю нужно говорить, что он голый, а про говно нужно говорить, что это говно. И не надо выдавать говно за конфету — в какой бы красивой обертке оно ни было. Простите меня, но вы все молодые люди, и, в конце-то концов, мы еще и не так порой выражаемся, правда ведь?»

Запрет въезда на Украину, август 2015

«По этому поводу у меня те же чувства, которые испытывал бы Сергей Эйзенштейн, если бы ему запретили въезд в фашистскую Германию в 1939 году».

Получение специального приза независимой пресы и кинокритиков в Локарно, август 2015

«Этот кинофорум — один из престижнейших фестивалей авторских фильмов, у него богатая история. Я испытываю большую радость, что именно там меня наградили специальным призом за вклад в кинематограф, тем более призом от независимой критики, которую я уважаю гораздо больше, чем критику зависимую — от чего бы то ни было».

Открытие киноакадемии, август 2015

«Я изучил довольно много всяких систем и прихожу к выводу, что выше серьезного психологического русского театра и русской актерской школы вообще ничего нет. Наша идея в том, чтобы создать кинематографическую семью, — когда в течение года профессиональные актеры, режиссеры, операторы, продюсеры трудятся вместе, причем не сидят в четырех стенах, а творят на площадке. Все будет строиться на системах Чехова, Станиславского, Шарля Дюллена, Питера Брука. Результаты этой совместной работы потом должны вылиться либо на экран, либо на театральную сцену. В наши планы входит создать картотеку — базу данных актеров, режиссеров, операторов. Следующим шагом может стать создание полноценного агентства на базе академии».

Материалы по теме

  • Первый трейлер фильма «Тренер» Данилы Козловского

    21 сентября 2017 / Редакция THR Russia

    Режиссёрский дебют Данилы Козловского можно будет посмотреть в апреле следующего года.

    Комментировать
  • «Страсти по Толстому. Крейцерова соната» в консерватории им. П.И. Чайковского

    03 марта 2018 / Сергей Сергиенко

    Музыкальный моноспектакль в честь 190-летия знаменитого русского писателя.

    Комментировать
  • Никита Михалков провел мастер-класс и открыл 4-й сезон своей Академии

    08 октября 2018 / Ольга Белик

    Студенческие билеты получили 27 человек. Остальные 500 зрителей узнали, каким тайнам актерского мастерства будут учить в Академии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus