Оператор «Охотника на оленей» Вилмош Жигмонд скончался в 85 лет

Оператор «Охотника на оленей» Вилмош Жигмонд скончался в 85 лет

Вилмош Жигмонд, один из самых выдающихся и влиятельных операторов Голливуда, получивший «Оскара» за «Близкие контакты третьего вида», умер в возрасте 85 лет 1 января 2016 года. Он также номинировался на премию «Оскар» за фильмы «Охотник на оленей» (1978), «Река» (1984) и «Черная орхидея» (2006). За свою долгую карьеру он поработал многими режиссерами первого эшелона. Он снял «Маккейб и миссис Миллер», «Видения» и «Долгое прощание» Роберта Олтмана, «Прокол» и «Костер тщеславий» Брайана Де Пальмы, «Охотник на оленей» и «Врата рая» Майкла Чимино, «Избавление» Джона Бурмена, «Маверик» Ричарда Доннера, «Шугарлендский экспресс» и «Близкие контакты третьего вида» Стивена Спилберга и «Мелинду и Мелинду» и «Мечту Кассандры» Вуди Аллена.

Родившийся в Венгрии Жигмонд обучился операторскому мастерству в европейском стиле. Он уделял много внимания полутонам и цветовым оттенкам и часто использовал полумрак и приглушенные цвета, как, например, в антивестерне «Маккейб и миссис Миллер». Для создания такого эффекта он слегка засвечивал негатив пленки перед началом съемок.

Кадр из фильма «Маккейб и миссис Миллер».

Жигмонд родился в городе Сегед 16 июня 1930 года. Его отец, легедарный венгерский футболист, с детства всячески поддерживал интерес Вилмоша к кино. Жигмонд учился в Киноинституте в Будапеште и подружился там с Ласло Ковачем, который тоже стал одним из самых популярных операторов Голливуда. В 1965 году, когда советские войска вошли в Будапешт, Жигмонд и Ковач позаимствовали у института камеру и пленку, спрятали камеру в бумашный пакет с дыркой для объектива и сняли происходящее на улицах. Затем они, невзирая на риск, смогли перевезти отснятую пленку через границу с Австрией. Друзья приехали в США в 1957 году, как политические беженцы и сделали из снятого материала документальную картину, «Венгрия в огне». Жигмонд получил американское гражданство в 1962 году. Он оставил значительный след в новой волне американского кино конца 60-х/начала 70-х годов.

В 1999 году Американское сообщество кинооператоров вручило Жигмонду награду за достижения в профессиональной области. Премию с таким же названием он получил на польском фестивале искусства кинооператоров Camerimage. Жигмонд получил премию  Британской академии кино и телевизионных искусств за фильм «Охотник на оленей» и номинировался за фильмы «Маккейб и миссис Миллер», «Видения» и «Близкие контакты третьего вида».  Он стал обладателем премии «Эмми» за телефильм «Сталин» и вновь номинировался за минисериал «Туманы Авалона».

Вилмош Жигмонд скончался вскоре после смерти еще одного великого оператора, Хаскелла Уэкслера, покинувшего нас 27 декабря 2015 года. «Второй гигант уходит от нас в течение одной недели, - сказал Ричард Крудо, президент Американского общества кинооператоров. – Вилмош Жигмонд был одним из тех редких операторов, которые не только определили, как будет выглядеть кино, но и то, как мы будем его смотреть. Все члены общества очень любили и уважали его, и нам будет очень его не хватать».

Материалы по теме

  • Хаскел Уэкслер, оператор «Пролетая над гнездом кукушки», скончался в 93 года

    28 декабря 2015 / Редакция THR Russia

    Пятикратный номинант на премию «Оскар» был награжден за фильмы «Кто боится Вирджинии Вульф?» и «На пути к славе».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора