«Выживший» с Леонардо ДиКаприо. Однажды на Диком Западе...

«Выживший» с Леонардо ДиКаприо. Однажды на Диком Западе...
Кадр из фильма "Выживший"

Корни этого проекта теряются в далеком 2001 году, когда продюсер и сценарист Акива Голдсман («Игры разума») выкупил права на экранизацию книги Майкла Панке, описывающей невероятную историю траппера (так в Северной Америке называют охотников на пушных зверей) по имени Хью Гласс. В режиссерском кресле он видел не абы кого, а корейца Пака Чхан Ука, а в главной роли — Сэмюэла Л. Джексона.

Когда же создатель «Олдбоя» покинул проект, сценарий был переписан и режиссером назначен Джон Хиллкоут, казавшийся на тот момент даже более подходящей кандидатурой. Ведь что такое его «Дорога», как не постапокалиптический вестерн, герои которого изо всех сил борются за выживание?

Основным претендентом на главную роль в тот период считался Кристиан Бэйл. Но когда место Хиллкоута занял триумфатор прошлой церемонии «Оскара» Алехандро Гонсалес Иньярриту, ведущую партию отдали главному оскаровскому «аутсайдеру» Леонардо ДиКаприо. Как знать, быть может, именно этот проект и принесет ему наконец золотую статуэтку Американской киноакадемии?

Дикий Запад, начало XIX века. Опытнейший охотник и первопроходец Хью Гласс (ДиКаприо) покалечен в схватке с гризли. Он чудом остался в живых, однако единственным возможным для него средством вернуться домой стали носилки и крепкие плечи товарищей. Но нравы Дикого Запада суровы и исключений не знают. Для отряда пионеров вчера еще непревзойденный траппер тут же превращается в обузу, и Джон Фицджеральд (Том Харди), недолго думая, решает покончить с бывшим другом.

Непозволительная роскошь — возиться с калекой, когда из заснеженной девственной чащи в любую секунду могут выскочить индейцы арикара, падкие на скальпели бледнолицых. «Мы похоронили его как подобает», — уверяет он на перевалочном пункте. Но на самом деле Гласс еще живым был брошен в неглубокую яму и слегка припорошен оледенелой землей — видимо, для то- го, чтобы тело поскорее обнаружили хищники. Это его и спасло. Он выбрался из ямы и, собравшись с духом пополз вперед на руках. Да, он практически без сил, но зато полон ярости и желания отомстить — такого, что даже дорога в сотни миль по лесам и горам уже не кажется преградой.

Почти невозможно поверить, что Хью Гласс — не вымышленный, а реальный герой. Этот знаменитый пионер и траппер действительно был ранен во время экспедиции медведицей и оставлен на произвол судьбы напарниками, посчитавшими, что человек с переломленной ногой и такими глубокими ранами вряд ли долго протянет. Но Гласс не просто выжил. Он в одиночку и без оружия преодолел 320 километров, которые отделяли его от ближайшего населенного пункта. А много лет спустя вдохновил писателя Панке на полноценный роман, а режиссера Иньярриту — на фильм в жанре вестерн.

Несмотря на кризис этого жанра, который длится уже не первое десятилетие, вестерны все еще пользуются в Америке уважением. Поэтому Иньярриту решил сделать фильм соответствующим образом: никакой компьютерной графики и зеленых фонов виртуальных студий — только натура и все по-настоящему.

Съемки проходили в диких лесах Канады, США и Аргентины. Причем изначально экспедиция в Южную Америку запланирована не была. Команда Иньярриту отправилась туда в поисках… снега, когда, не дожидаясь окончания съемок, на северном континенте наступила весна.

Нужно ли говорить, что холод, длительные натурные съемки и короткие зимние дни превратили работу над фильмом в настоящее испытание — люди увольнялись пачками, не выдерживая нагрузки, бюджет раздувался с каждым съемочным днем. Согласно первоначальному плану, «полевые» работы должны были закончиться в марте, но по факту завершились лишь в августе.

С адом, который творился на съемках картины «Апокалипсис сегодня», это, конечно, не сравнится, но есть ощущение, что Иньярриту вольно или невольно стремился приблизиться к Френсису Форду Копполе. Кстати, из-за неимоверно затянувшейся работы над «Выжившим» Том Харди так и не добрался до съемочной площадки фильма «Отряд самоубийц». Взял самоотвод. Уступил место Юэлю Киннаману.

За картинку в «Выжившем» отвечает Эммануэль Любецки — оператор фильмов Альфонсо Куарона, последних работ Терренса Малика и «Бердмена». Уже после выхода трейлера стало понятно — человек, который побеждал на «Оскаре» два года подряд, в 2014-м и 2015-м, может придать космический масштаб любому зрелищу, даже если это не научная фантастика типа «Гравитации» и не философская поэма вроде «Древа жизни».

Леонардо ДиКаприо, впервые снимающийся под руководством Иньярриту, подошел к проработке своего персонажа с рвением и бесстрашием, достойным пионеров Дикого Запада. В сцене, где изможденный Гласс поедает печень бизона, убежденный вегетарианец ДиКаприо в самом деле впивался зубами в сырое мясо — никаких визуальных эффектов, никакого притворства. Складывается впечатление, что ДиКаприо настолько изголодался по «Оскару», что решил вырвать его зубами.

Однако это проявление звериного темперамента Гласса кажется сущей шалостью на фоне других сцен картины. Здесь нет и намека на то, чтобы поберечь нежные чувства зрителя. В результате «Выживший» получил рейтинг R за слишком аутентичное изображение жестокости, которым был пропитан мир зверобоев фронтира.

Самого Иньярриту этот факт, похоже, ничуть не расстраивает. Он не борется за огромную кассу и бежит прочь от постмодернистской иронии в духе фильма Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Он поставил перед собой иную цель. Потягаться с такими титанами жанра, как Джон Форд, Ховард Хоукс и Сэм Пекинпа. Снять кино, за которое можно будет не краснеть перед классиками. А то и самому присоединиться к их сонму в качестве режиссера, который дал жанру вестерн новую жизнь.

«Выживший» (The Revenant) / США, 2015 г., 156 мин. Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту. В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Лукас Хаас, Пол Андерсон, Хавьер Ботет, Брэд Картер, Брендан Флетчер. В прокате с 7 января («Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus