«Оскар»: Лучший популярный фильм – победа или поражение?

«Оскар»: Лучший популярный фильм – победа или поражение?

И «Оскар» получает… Райан Рейнольдс!

Когда дело дошло до рассмотрения номинация на «Оскар», то к «Дэдпулу» (2016), где Рейнольдс был актером и продюсером, отнеслись с пренебрежением — несмотря на то, что это был хит бокс-офиса и критиков. Но в этом году у Рейнольдса — который тогда мог бы рассчитывать на увлекательную благодарственную речь — есть все шансы с «Дэдпулом 2» из-за изменений, которые обнародовал «Оскар». Вводится новая категория: лучший популярный фильм. Награда, казалось бы, специально придумана под блокбастеры из вселенной «Звездных войн», Marvel или DC, которые, как и прошлогодня признанная критиками «Чудо-женщина», не попадали в категорию Лучший фильм.

Но, пытаясь бороться с падающими рейтингами ежегодной трансляции на ABC, Академия киноискусства и науки, похоже, открыла ящик Пандоры, который вызывает больше вопросов, чем ответов, на которые готова организация. Как Академия определит критерии «популярного фильма»? Это будет зависеть от бокс офиса или бюджета? Будет ли создан комитет, рассматривающий спорные ситуации? Будут ли студии лоббировать популярность фильма и, наоборот, смогут ли они отказаться от «популярного» обозначения, если не захотят, чтобы картины вроде «Черной пантеры» относились к тем, что многие бы назвали детскими?

Немедленная реакция на идею Академии показала, что она выглядит как угодно, только не популярно.

«Сегодня кинобизнес скончался с объявлением „популярного“ фильма на „Оскаре“. Ему уже давно было плохо. Он выжил благодаря сиквелам, тент-полам и вертикального комбинирования», — написал в Твиттере Роб Лоу, хорошо знакомый с низкими оценками оскаровской церемонии благодаря печально знаменитому номеру «Белоснежка» на «Оскаре» 1989 года.

Митчелл Блок, член документального отделения Академии и ее постоянный критик, запостил на Фейсбуке: «Американская киноакадемия убирает категории из церемонии, сокращает ее время и награждает „лучший“ популярный фильм, даже если он при этом не „лучший“ фильм. Как неловко».

«Думаю, перемены были необходимы, — сказал нам один из молодых академиков. — Но я не уверен, что создавать новую категорию и называть ее „популярной“ — правильное решение».

Расшифровывая создавшуюся путаницу — вроде той, когда же именно дебютирует на «Оскаре» новая категория –пресс-служба Академии быстренько опубликовала заявление, в котором говорится: «Пока детали для номинации „популярный фильм“ финализируются, один фильм имеет право участвовать в обеих категориях — Выдающиеся достижения в популярном фильме и Лучший фильм. Новая категория будет представлена в следующем году на 91-й церемонии вручения „Оскар“. Созданием этой награды Совет директоров поддерживает всесторонне рассмотрение выдающегося мастерства во всех фильмах».

Но Академия отказалась озвучивать другие вопросы, возникающие вокруг новой оскаровской категории.

Если Академия будет использовать результаты бокс офиса для определения популярности — как это будет работать? Если будет ограничение — скажем, топ 20 или 30 фильмов — то неизбежно возникнет 21-й или 31-й фильм, который постучится в дверь. И какой бокс офис будут учитывать — домашний или мировой? Напомним, некоторые фильмы прошлого года хорошо показали себя в домашнем прокате, но не сработали в мире. «Прочь», например, занял 15 место по сборам в домашнем прокате, а в мировом — 37-е, а «Улетные девочки» в домашнем прокате стоят на 26 месте и на 67-м — в мировом.

И как оценить фильм, чья популярность к началу голосования еще не определилась? В прошлом году, например, «Величайший шоумен» вышел в прокат 20 декабря 2017 года и собрал всего лишь 8,8 млн долларов, заняв 4 место по сборам за уик-энд. На 1 января 2018 года — а оскаровское голосование начиналось 5 января — в домашнем прокате фильм заработал всего лишь 54 млн долларов. Но фильм не сдулся, и его сборы в домашнем прокате выросли до 174 млн долларов, поставив картину на 17 место по сборам в домашнем прокате и 21 место в мировом прокате со сборами в 435 млн долларов.

Как только составят квалификационный список популярных фильмов, кто будет голосовать в этой номинации? Все члены Академии, как в случае с Лучшим фильмом? И если, пообещав оценить популярный фильм, Академия не включит тот, который обожают фанаты — не создала ли она себе еще одну проблему?

Также возникает вопрос: смогут ли анимационные фильмы, у которых есть собственная номинация, сражаться и за Лучший популярный фильм? В прошлом году 4 из топ 20 картин в домашнем прокате были анимационными во главе с «Гадким я 3», который не получил номинацию на Лучший анимационный фильм, но был при этом на 9 месте со сборами 265 млн долларов.

И еще вопрос: как будет обстоять дело с фильмами Netflix — учитывая то, как мало известно о количестве людей, которые посмотрели фильм стримингового сервиса. Это затрудняет вычислить их популярность, особенно с учетом того, что те картины, которые вышли в прокат, имели очень ограниченную дистрибуцию.

И да, еще вопрос: сколько фильмов будет сражаться за победу — пять, как в категории Лучший режиссер, или десять, как в категории Лучший фильм?

Однако, в конечном счете, крупнейшим бенефициаром в новой категории станет Disney, поскольку у него — Lucasfilm, Marvel («Черная пантера», похоже, будет участвовать в номинации) и успешный зонтик корпоративных каналов, включая ABC, который транслирует церемонию вручения «Оскар». С введением популярной категории ABC сможет продвигать фильмы сестринской студии, так же как и франшизы студий-конкурентов вроде «Миссии невыполнима: Последствия» с Томом Крузом — которые обожают зрители, но не критики.

Конечно, большинство членов Академии, с которыми поговорил THR, рассматривают номинацию как ход, который поможет поднять рейтинги плохого шоу. В этом году, когда лучшей картиной стала «Форма воды», у трансляции были самые худшие рейтинги:  26,5 млн зрителей, что на 19% меньше по сравнению с прошлым годом. И хотя «Форма воды» собрала в мировом прокате 195 млн долларов — не такую уж маленькую цифру для авторского фильма — она все равно оставалась темной лошадкой в отличие от явных фаворитов вроде «Дюнкерка» и «Прочь». Коммерческий вес предыдущего лауреата «Лунный свет» был еще меньше — всего лишь 65 млн долларов в мировом прокате: это значительная цифра для низкобюджетной картины, но не настолько, чтобы гарантировать, что миллионы его фанатов посмотрят трансляцию.

Ирония в том, что новые шаги Академии могут добавить шума и без этого раскрученным фильмам, но при этом навредить маленьким проектам, которые зависят от внимания Академия, чтобы заманить зрителя в кинозал. Передвинув церемонию на начало февраля с его конца — в 2020 году она пройдет 9 февраля — Академия сжала временные рамки для всех, кто надеялся на оскаровскую шумиху.

Если предположить, что Академия не изменит сроки объявления номинантов, то время между оглашением и вручением наград сократится до двух недель. Сейчас между объявлением номинантов и церемонией награждения проходит пять недель, а в прошлом сезоне их было шесть, поскольку «Оскар» переехал на 4 марта, чтобы не вступить в конфликт с церемонией закрытия Зимней Олимпиады.

И за эти решающие шесть недель «Форма воды» собрала 43% от своих домашних сборов в 63,9 млн долларов. «Тоня против всех» сделала 48% из своих 30 млн долларов. «Призрачная нить» добрала 67% из своих 20,3 млн долларов. Результаты были схожими для пятинедельного окна между номинантами и церемонией в 2017 году: «Лунный свет» набрал 23% из 27,9 млн долларов, «Ла Ла Ленд» — 40% из 151 миллиона, а «Лев» — 51% из 26,6 миллиона. Но сокращение этого окна означает меньше времени на продвижение фильма с использованием номинаций и меньший результат бокс офиса.

Тем не менее, нашелся один дистрибьютор, который одобрил укороченный оскаровский сезон: «Он сокращает расходы. Думаю, окно было слишком большим».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus