Пак Чхан Ук: «Я всегда хотел снять фильм о гомосексуальной любви»

Пак Чхан Ук: «Я всегда хотел снять фильм о гомосексуальной любви»
Пак Чхан Ук

Пак Чхан Ук представляет на Западе корейское кино с тех пор, как в 2003 году его «Олдбой» получил Гран-при жюри на Каннском кинофестивале и разошелся по кинотеатрам всего мира (в 2013-м Спайк Ли снял менее успешный американский ремейк с Джошем Бролином в главной роли. — THR).

Съеденный в кадре главным героем живой осьминог, инцест и эстетизированное насилие принесли режиссеру репутацию фестивального экстремиста. Правда, у себя на родине Пак и его коллеги — Пон Чжун Хо, Рю Сын Ван и Чхве Дон Хун — считаются авторами коммерческого кино. Именно их триллеры, боевики и каперы теснят в корейском прокате американскую продукцию.

После своего голливудского дебюта — триллера «Порочные игры» с Николь Кидман — Пак Чхан Ук вернулся в Южную Корею и снял «Служанку», лесбийскую драму по мотивам романа британской писательницы Сары Уотерс «Бархатные пальчики» (2002). Новый фильм тоже попал в конкурс Каннского кинофестиваля, и, хотя ему не досталось наград, он может получить более широкий мировой прокат, чем призеры. Права показа в США купил Amazon, а в России картина выйдет 25 августа.

Действие книги происходит в викторианской Англии, а у вас — в Корее времен японской оккупации (1910– 1945). Вы видите какие-то параллели между этими двумя эпохами?

Для этой истории очень важны два момента. Первый — наличие классовой системы, второй — появление новых западных институций, а именно психиатрических лечебниц. Было бы бессмысленно делать экранизацию без этих двух элементов, поэтому у меня не было выбора, кроме как перенести сюжет
в период японской оккупации, когда в Корее шла модернизация и вестернизация.

Японская оккупация — до сих пор болезненная тема для корейцев. Кажется, только недавно стали появляться менее серьезные жанровые фильмы об этом времени?

Да и для многих режиссеров по-прежнему важно показать движение за независимость и высказаться на антиколониальную тему. Но в отличие от других корейских фильмов об этом времени, где японцы показаны злодеями, у меня все не так просто. Персонажи злые или добрые — не потому, что они японцы или корейцы. Это лента о жизни людей в определенный исторический период. Но исторические события не задают тон повествованию. Для меня важно показать дух времени и перемены — классовые конфликты, права и место женщины в обществе, медицину той эпохи, когда психические расстройства внушали ужас и пациентов фактически держали в тюрьмах.

Кстати, о правах женщин: почему вы решили сделать фильм о лесбиянках?

В этот раз я исследую гомосексуальность, что само по себе задает определенные жанровые рамки. Но это история не о правах человека и борьбе с дискриминацией. Мне всегда было интересно снять фильм о гомосексуальной любви, не давая ей никакой оценки, сделать ее частью жизни персонажей.

В «Служанке» опять возникает тема мести, но, похоже, вам куда интереснее исследовать ее мотивы, чем показывать процесс.

Да, я часто обращаюсь к этой проблеме (на счету Пак Чхан ука целая трилогия о мести: «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть». — THR). И, как вы заметили, месть сама по себе не главная тема. Если обобщать, мои картины — это триллеры, и в их основе — психологическая мотивация, которая толкает человека на дорогу возмездия.

Вы же первоначально собирались снимать фильм в 3D. Психологический триллер со стереоэффектами — могло очень необычно получиться.

Да, но это требовало совсем другого бюджета. Все думаю, каким бы вышел фильм, если бы мы использовали эту технологию. В картине есть элемент вуайеризма, подглядывания за другими через замочные скважины или через дверцы шкафов. Мне кажется, получилось бы прекрасное камерное 3D.
Хичкок уже сделал что-то подобное в ленте «В случае убийства набирайте «М», но технология тогда была еще сырой. Сейчас получилось бы лучше.

Вам интересно 3D?

Да, конечно. Все говорят, что 3D выходит из моды, поэтому мне еще больше хочется с ним поработать. Сделаю такой фильм, когда все уже забросят эту технологию.

У вас была репутация новатора цифрового кино, но потом вы опять перешли на пленку в «Жажде». А какое изображение хотели получить в «Служанке»?

В этом я консерватор и считаю, что в традиционном аналоговом кино больше красоты. В Корее, правда, делать фильмы на пленке уже невозможно, весь кинопрокат — цифровой. Чтобы добиться в «Служанке» изображения, похожего на пленочное, мы использовали анаморфные объективы Hawk — они дают картинку, как в 70-х. Отлично получилось.

Это ваш первый корейский фильм после голливудского дебюта — «Порочных игр». Как на вас повлиял опыт работы в США?

В Америке работают очень быстро, и я тоже стал снимать меньше материала. В «Жажде» было в общей сложности 100 планов, а в «Служанке» мы уложились в 68. Чем больше снимаешь, тем больше монтируешь, есть что обсудить с группой, это всегда ужасно весело, — кино ведь совместное искусство. Но эффективность не обязательно убивает радость, а так мы уложились в бюджет и выполнили все профсоюзные требования.

Корея — одна из немногих стран в мире, где местные фильмы собирают больше, чем голливудские. Почему это происходит?

Наше общество слишком динамично, страна до сих пор очень быстро развивается. Из-за этого, мне кажется, корейцы так пассионарны, они в постоянном напряжении и склонны к ярким проявлениям чувств — ярости, ревности и так далее. И корейское кино, в свою очередь, заряжено сильными эмоциями.

Планируете еще поработать в Голливуде? И что, кстати, думаете о Китае — там ведь сейчас гигантский кинорынок?

Были разговоры еще про пару голливудских проектов, но я хочу сначала проводить «Служанку», а уже потом начну читать сценарии. А для Китая, если попадется хорошая история, я буду рад ее снять. Там любят хеппи-энды — что ж, я могу делать и фильмы со счастливым концом.

«Служанка» (Agasshi) / Южная Корея. 2016 г., 144 мин. Режиссер: Пак Чхан Ук. В ролях: Ким Мин Кхи, Ким Тхэ Ри, Ха Джон У, Чо Джин Ун. В прокате с 25 августа («Cinema Prestige»)

Материалы по теме

  • Трейлер: «Служанка» Пак Чхан-Ука

    03 августа 2016 / Редакция THR Russia

    Эротика, романтика, призраки, БДСМ и смерть – в новом фильме создателя «Олдбоя» и «Порочных игр».

    Комментировать
  • Рецензия: «Служанка» Пак Чхан Ука

    24 августа 2016 / Наталья Серебрякова

    Изобретательная драма о любви и мошенничестве.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора