Актер озвучивания Петр Иващенко: «Когда Райан Рейнольдс собрался играть Дэдпула, он подумал, как попасть в мою шкуру»

Актер озвучивания Петр Иващенко: «Когда Райан Рейнольдс собрался играть Дэдпула, он подумал, как попасть в мою шкуру»
Петр Иващенко с Райаном Рейнольдсом

Петр, Вы уже давно являетесь русским голосом многих иностранных героев из фильмов и игр. За плечами тысячи работ как актера дубляжа. И сейчас вы закончили работу над созданием дублированной версии фильма «Дэдпул». Вы ведь были не только актером, но и координатором всего процесса создания озвучания. В связи с этим, можно ли назвать работу над «Дэдпулом» самой серьезной и масштабной работой над созданием озвучания в вашей карьере?

Наверняка да. Работа над проектами категории «А++», то есть блокбастерами, всегда сопряжена со всевозможными проблемами. Многие фильмы, которые выходят в России в категориях «B, C, D», к тому моменту вышли уже на западе, и студии беспрепятственно передают проекты на озвучание. Когда речь идет о блокбастере, материал на дубляж приходит под грифом «секретно» по определенным датам, и зачастую дэдлайн не выдерживается. Работа над русификацией «Дэдпула» попала именно в такую ситуацию: мы не успели создать дублированную версию фильма на русском языке к премьерному показу. Премьерный показ был запланирован за 3-4 месяца до официального релиза фильма в стране. Финальная версия картины пришла за два дня до премьерного показа. И, как вы понимаете, за столь короткий срок просто невозможно было создать дубляж к фильму. В целом, тяжелой работа оказалась для всей команды, работавшей над адаптацией проекта, в том числе и нашей переводчицы, Татьяны Амельченко. В тяжелых условиях, и в работе, и на личном фронте, она готовила перевод. Тот редкий случай, когда человек действительно ответственно относится к своей работе. Я убедился, что людей, умеющих доводить свою работу до конца и делать ее честно в любом обществе при любом строе, – единицы. Поэтому, когда я нахожу такого уникального человека, я вцепляюсь в него когтями и не выпускаю. Это очень важно.

Вы даже советовались со зрителями по поводу выбора лучшего варианта перевода к конкретной ситуации.

Да, но самым сложным оказалось доведение этого правдоподобного перевода до зрителя. Каждый человек склонен мыслить по-своему, и не всегда коллективу удается найти компромисс и остановиться на том или ином варианте перевода. До проекта «Дэдпул» было принято, что в крупной студии каждый отдел может внести свои правки в перевод, если это потребуется. Я тратил достаточное количество времени, чтобы доказать, что те или иные реплики должны звучать так, а не иначе. Борьба с креативными правками было самым тяжелым этапом в работе. Но эти тяготы были сведены к минимуму, спасибо Оксане Чалой, ответственной за адаптацию проекта на русский язык.

Что сподвигло вас обратиться в Fox и сказать: "Я возьму на себя ответственность курировать создание дублированной версии «Дэдпула»"?

Все началось с записи русской версии первого трейлера «Дэдпула». Прочитав текст к озвучанию, я увидел множество контекстных неточностей в русской версии перевода и донес свои мысли до студии. Мне ответили, что текст утвержден и изменению не подлежит. Мое профессиональное неудовлетворение совпало с мнением потенциальных зрителей. И это стало ключевым фактором, вследствие которого я начал движение вперед. Я пришел на студию звукозаписи, которая работала с Fox над этим проектом. Студией владеет и управляет Дэвид Шуфутинский, сын Михаила Шуфутинского. Я обратился к нему за помощью и попросил связать меня со студией Fox, сказав, что я готов взяться за проект и отвечать за него от начала и до конца. И благодаря неотрицательному примеру нашего дубляжа в «Ультраамериканцах», расположению ко мне Дэвида и Оксаны, чей шаг мне на встречу оказался не без доли риска, я получил право курировать озвучание «Дэдпула». Счастливый финал стал возможным не без доли случая и везения.

Считаете ли вы, что успех озвучания «Дэдпула» - это с годами налаженные взаимоотношения между вами и коллегами?

Безусловно. Это, прежде всего, произошло благодаря хорошим человеческим отношениям внутри коллектива. Но тут мы наблюдаем две стороны медали, и я скажу про вторую ее сторону. Самое важное не затягивать отношения в работу. Есть такая пословица: «Всем сестрам по серьгам». Например, режиссер привык работать с определенным актерским составом, и он подключает их в каждый свой проект. Режиссеру в этом случае комфортно, коллеги понимают его с полуслова, несмотря на то, что есть актеры, которые могут сделать картину лучше. Я не говорю, что это плохо, это нормально, но я против такой системы. Я выступаю исключительно за то, чтобы, несмотря на хорошие отношения с коллегами, подбор команды шел исключительно по возможному качеству работы, по выполнению той или иной задачи. Даже если человек мне чертовски не нравится, но я понимаю, что он отлично справится с этой ролью, я предпочту пригласить его, нежели своего хорошего знакомого с не совсем подходящими для этой работы качествами. И хочу добавить, что мой голос при выборе актеров – совещательный. Я могу лишь предложить конкретного специалиста. Все решают пробы и финальное слово режиссера.

Когда актер дублирует своего героя, ему приходится влезать в его шкуру. Как думаете, вам удалось стать на время главным героем фильма?

Я думаю, здесь все как раз-таки наоборот. Когда Райан Рейнольдс собрался играть Дэдпула, он подумал, как попасть в мою шкуру.

Интересное утверждение.

Этот персонаж мне настолько близок, в хорошем смысле, что Райан на экране – это я по существу. Я не отрезаю себе руки, но я – раздолбай и состою не только из положительных, но и отрицательных качеств. Дэдпул точно такой же: любит пообщаться, повеселиться, любит женский пол – он грезит моими пристрастиями. Это не просто попадание в яблочко, это мой настоящий прототип. Этот супергерой завоевал любовь публики именно потому, что он - обычный человек. Он ошибется, у него есть сильные и слабые стороны. Он не пионер, несущий добро и свет, нет. Он сражается либо за себя, либо за свою любовь. Он честный. Если он говорит, что хочет кого-то убить, он убивает. Слово держит. Тот человек, который решился на поступок, но не претворил его в жизнь, побоялся кары, которая последует за его действием. Не зря в религиях человеческая мысль наказывается также, как и греховное действие. А Дэдпул что? У него что в голове, то на языке. Не глянцевый он, а такой, какой и должен быть. Но роль Райана переложить на русский язык было не так просто. Райан говорит весь фильм без перерыва, он играет голосом от баса до фальцета, в его выражениях множества интонаций, которые пестрят красками. Обычно серьезную роль записывают 6-7 часов. Дэдпула мы записывали 2 дня, притом, что дублей было немного. Мы писали так долго потому, что действительно было много работы.

Узнавали ли Вас в обществе по голосу?

За всю мою карьеру актера дубляжа всего раз или два, к счастью. Не узнают, потому что на экране я работаю голосом, и там он особенный. В жизни я говорю своим голосом. Человек, услышав, как я торгуюсь на рынке, вряд ли меня узнает. И меня это вполне устраивает.

Общественное признание вообще важно для Вас?

Хороший вопрос. Для меня признание не связано с популярностью. Для меня общественное признание – это понимание того, что я сделал свою работу так как нужно, что, в свою очередь, выражается через реакцию зрителей. Поэтому я жду отзывов касаемо работы над «Дэдпулом». Это придаст мне желание и силы работать дальше. Это и есть единственная награда за работу. Получить хороший отзыв – замечательный результат, но и плохой аргументированный отзыв тоже полезен.

Были ли такие моменты в жизни, когда Вам приходилось приостановить деятельность актера озвучания?

Да. Первая причина – сорванный голос. Единственный способ его восстановить – погрузиться в молчание. Бывают вынужденные паузы. К слову о случайностях: на этой неделе в прокат выходят две картины, где у меня две главные роли как актера дубляжа – «Дэдпул» и «Образцовый самец 2». Так сошлись звезды, потому что записывались они в разное время и на разных студиях. В таких случаях заказчики говорят: «А что, Иващенко у нас теперь в каждом фильме? Эмбарго на него на 3 месяца». В таких случаях приходится сидеть и ждать. Такое бывает.

 

Было ли когда-нибудь так, что вы не брались работать за озвучание, потому что исходный материал содержал ложные ценности для вас?

Такое случалось. Меня приглашают озвучивать рекламы. И я всегда отказываюсь от любой политической рекламы. Я – идиот, и римляне меня бы поняли, потому что раньше идиотами называли тех, кто не интересовался политикой. Это первоначальное значение данного слова. Было несколько ситуаций и на ранних стадиях моей деятельности. В одной из таковых я вызвался поработать над бразильским или мексиканским сериалом, но я, к сожалению, не знал механизм этой работы. Это был не рейтинговый сериал, мы записывали по 6-7 серий в день, при этом мужской и женский пол сидели порознь в отдельных студиях, женщины вязали, маститые актеры-мужчины разгадывали кроссворды и периодически засыпали. Согласиться на такую работу было ошибкой, и я просто хотел вырваться из плена обязательств, которые я уже передал режиссеру. Мне было стыдно, но все-таки я ушел из проекта. Поэтому, если материал, с которым мне предстоит работать, бездушный и бессмысленный, я отказываюсь от работы.

Вы ведь по профессии программист. Сегодня знания в информатике бывают полезны для Вас?

Могу сделать сайт на простейшем уровне. На самом деле, с детства я хотел связать свою жизнь с компьютерами, но позже это занятие превратилось в рутину. А от рутины надо избавляться, как от нелюбимой женщины и нелюбимой работы. Но переход с программирования на озвучание был болезненным – приходилось работать все 24 часа в сутки 7 дней в неделю для завоевания признания публики и финансовой стабильности. Было непросто, но сейчас о своем решении я ничуть не сожалею.

Вы о чем-нибудь сожалеете? В жизни, в карьере?

Жалею, что люди должны умирать. Этот процесс необратимый, его не повернуть вспять. Сожалею о том, что люди уходят и не возвращаются. В остальном все ошибки и неправильные действия позволяют нам совершенствоваться и идти дальше. Жизненные невзгоды играют положительную роль в карьере актера. Когда в фильме встречается ситуация, похожая на ту, что ты пережил, тебе удается вжиться в персонажа и передать эмоции и чувства гораздо точнее.

Как Вы видите дальше свою карьеру?

Существует Принцип Питера, который гласит: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности». Это означает, что тебя повышают, пока ты хорошо справляешься с работой. В конечном итоге, ты достигаешь своего предела, и повышения ждать не приходится. В своей профессии на данный момент я нахожусь на комфортном уровне. Мне предлагают стать режиссером дубляжа, но я не хочу им становиться. У меня нет режиссерского образования, и я не люблю руководить людьми. Не люблю моменты, когда нужно приструнить кого-то или наоборот - пнуть и завести. Поэтому я бы предпочел остался в своей профессии на той позиции, которую сейчас занимаю. Но взять под уздцы работу над озвучанием каких-либо значимых картин, особенно тех, в которых надо поговорить с молодежью на их языке, было бы неплохо. Будут штучные ювелирные работы в плане перевода и озвучания, и это доставит мне удовольствие. 

Материалы по теме

  • Как снимали фильм «Дэдпул» с Райаном Рейнольдсом

    05 февраля 2016 / Наталья Хиггинсон

    Корреспондент THR, побывавшая год назад на съемках картины, которые проходили на грязной ванкуверской свалке, выяснила, почему Райан Рейнольдс — лучший кандидат на главную роль и о чем забыли костюмеры, создавая его супергеройский наряд.

    Комментировать
  • Рецензия: «Дэдпул» с Райаном Рейнольдсом

    07 февраля 2016 / Рубен Седракян

    Многоликий кинокомикс Marvel, который смешит, возбуждает и пугает зрителей, одновременно препарируя жанр супергеройского кино.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора