Помойка завоевывает рай

Помойка завоевывает рай

Богатые построили себе орбитальную станцию, которая с земли выглядит, как прекрасное серебряное колесо. Бедные остались на Земле и живут тут по закону джунглей, управляются бессердечными роботами-полицейскими. Один хороший парень (Мэтт Дэймон) встал на путь исправления, пытается работать на заводе, но система бесчеловечна, и поэтому он случайно получает смертельную дозу радиации. Теперь он выживет, только если возьмет штурмом рай — на космической станции «Элизиум» есть лечебные капсулы, которые исцеляют от всех болезней и даже восстанавливают лицо человека, съевшего ручную гранату.

Нил Блокамп, выстреливший несколько лет назад визионерской ксенофобской антиутопией «Район №9», вернулся на помойку. В его фильме Лос-Анджелес превратился в отвратительную трущобу и гигантскую свалку, напоминающую одновременно Детройт и Могадишу.

Татуированные бандиты, ворованные тачки, допотопные, по меркам 2154 года, АК-47, вонючие автобусы — запах гари, немытого тела и перегара так и льется с экрана. По контрасту, рай зелен и скучен, как и полагается раю. Слегка скрашивает его холодная сука-министр обороны — последняя роль Джоди Фостер.

Возникает, правда, множество вопросов. Зачем Нил Блокамп снял социальную агитку — еще не самый интересный из них. Понятно, что будущее тут просто легкий грим, скрывающий предельно прозрачную метафору: Земля — это третий мир, Элизиум — это «золотой миллиард», в который сейчас люди приплывают на плотах, бочках и в корабельных контейнерах, а через полтора века они это будут делать на ржавых космических челноках. Тут бы, кстати, и сказать, что медицинских капсул, ботокса и зеленых лужаек все равно не хватит на всех, и что если все взять и поделить, получится ржавый феодализм, но до этого уровня метафоры Блокамп не доходит.

Но почему все персонажи сделаны из отборного картона? Герой Дэймона похож сразу на всех простых хороших парней, героиня Джоди Фостер — сразу на всех ледяных сук, а великолепный Шарлто Копли в роли агента Небес на Земле похож на Владимира Семеновича Высоцкого и на всех психопатов - военных преступников со времен «Охотника на оленей» и «Апокалипсиса сегодня».

В сумме, правда, получается, что на фоне других летних блокбастеров, в которых нет ни сюжета, ни метафоры, «Элизиум: Рай не на Земле» - абсолютная необходимость, кино, которое держит и не отпускает, фильм с умственным потенциалом крепкого среднего американского сериала. То есть с очень высоким потенциалом.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Солнечный удар» Никиты Михалкова

    02 октября 2014 / Татьяна Москвина

    Самый ожидаемый фильм года — бесспорно, «Солнечный удар» Никиты Михалкова: именитый режиссер шел к этой картине 37 лет. В итоге сплошные сюрпризы: премьера почти в полной секретности, никому не известные начинающие актеры в главных ролях, многие сцены, снятые два года назад, словно ответ на то, что происходит сегодня между нашей страной и Украиной. Историю чувственной страсти двух молодых людей, разыгравшуюся накануне страшных событий 1917 года, одной из первых увидела кинокритик Татьяна Москвина.

    Комментировать
  • Пирс Броснан: «Было бы интересно посмотреть на Бонда-гея»

    26 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Перед тем, как делать героя гомосексуалом, актер предлагает попробовать в роли агента 007 чернокожего артиста.

    Комментировать
  • Рецензия: «Перестрелка» Бена Уитли

    27 апреля 2017 / Дмитрий Карпюк

    Тот случай, когда название фильма полностью отражает его содержание.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus