Ре-анимация

Ре-анимация

Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел уже в 19-й раз, но министр культуры приехал в Суздаль впервые. И это, разумеется, неслучайно. Фестиваль активно развивается, там собираются самые перспективные мультипликаторы — где, как не тут, Владимиру Мединскому удалось бы встретиться со всеми лидерами рынка и поговорить о наболевшем?

Разговор состоялся, без сомнения, знаковый, и, если перечислить все озвученные в его ходе вопросы, может показаться, что аниматоры слишком многого хотят. На самом деле проблем гораздо больше, и не все они измеряются в рублях или в твердой; валюте. А потому темой встречи ни много ни мало стало глобальное, системное реформирование всего, что мешает развиваться отрасли.

В 2013 году в российский прокат вышло 39 анимационных картин, и лишь пять из них отечественного производства. В 2014-м (на середину апреля) соотношение составляет 13 к 1 — при таких показателях даже планка «один фильм в месяц» выглядит совершенно утопично, и причин тому предостаточно.

Сегодня явно не хватает специалистов, из которых можно собрать мощную команду для создания анимации мирового класса, то есть способной конкурировать с голливудскими проектами. Кивать на «Мельницу» с ее «богатырской» серией трудно: таких студий в стране должен быть хотя бы десяток — тогда будут и качество, и количество.

Ряд вузов готовит неплохих режиссеров и художников-аниматоров, но где взять сценаристов, полноценно работающих в отрасли? Тот же Суздаль показал, что у нас есть масса талантливой молодежи, создающей самобытные, ни на что не похожие короткометражки, но в большинстве случаев режиссер, сценарист и художник-постановщик в них — одно и то же лицо. И это происходит не от хорошей жизни, как не от нее же — благотворительный аукцион в поддержку аниматоров, про- шедший в один из дней Суздальского кинофорума. Но это так, к слову.

Конечно, мастерство приходит с опытом, но как его нарабатывать, если молодым мультипликаторам, кроме фестивалей, даже показать свои творения толком негде? Короткометражкам (а шанс сделать большую картину выпадает единицам) путь на большой экран заказан, а на ТВ пробиваются разве что производители мультсериалов, облюбованных такими телеканалами, как «Карусель» и «2х2».

По словам директора Суздальского фестиваля Александра Герасимова, в рамках акции «Открытая премьера» фильмы конкурсной программы были показаны в семи городах России и собрали более 100 тыс. зрителей но это ничто по сравнению с цифрами широкого кинопроката. Так, к примеру, единственный вышедший пока в этом году отечественный мультфильм «Белка и Стрелка: Лунные приключения» посмотрел 1 млн зрителей, хотя прокатчики и этот результат называют скромным.

Именно поэтому Герасимов на встрече с Мединским призвал к поиску системного решения проблемы. И оно нашлось. Речь о создании отдельного телеканала, эфир которого будет полностью отдан под российскую анимацию. Идея эта не только реально выполнимая, но и достаточно перспективная в смысле зрительского рейтинга.

Появление подобной площадки позволит поднять престиж и интерес к нашим мультфильмам, станет полигоном для новых и новых рисованных сериалов, а главное, сотни и даже тысячи молодых творцов получат возможность по-настоящему громко заявить о себе. Причем министр отметил, что не собирается ограничиваться запуском канала, а хочет ввести квоту на показ российских анимационных картин по телевидению. По его расчетам, она составит 1% от общего объема вещания.

Денежный вопрос, как ни странно, на этом фоне стоит не так остро. На сегодняшний день 15% средств, выделяемых на государственное финансирование кинематографа, — это доля аниматоров. И снижать ее Мединский не планирует. Но, как заявил президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов, принцип распределения средств все еще до конца не отточен, и в общих интересах — как его коллег, так и министерства — делегировать полномочия по принятию решений Фонду кино.

Кроме того, отдавать помимо бюджетных средств приходится налоги, и их объем тоже требует пересмотра. В отличие от анимации, IT-индустрия развивается за счет сниженного подоходного налога. Как результат, туда утекают лучшие кадры — работать над созданием компьютерных игр и всевозможной прикладной анимации.

Так или иначе, поводов для оптимизма немало. Достаточно сказать, что на участие в конкурсе проектов, проходившем в Суздале, в этом году было подано целых 110 заявок, притом что по регламенту требовалось лишь 15. Модераторы конкурса особо отметили, что работы были очень сильными, а выбор непростым.

В итоге спецприз «За высокий зрительский потенциал» получил совместный российско-испанский проект «Дип» с художником-постановщиком Максимом Костенко. Сопродюсер фильма Наталья МокрицкаяСтрана хороших деточек») считает, что лента сможет завоевать аудиторию, которой не было еще ни у одной отечественной анимационной полнометражки.

Полон надежд и Александр Герасимов: он поделился с THR планами на будущее: «Мы всерьез задумались об учреждении первой профессиональной анимационной премии. Нам кажется, время настало».

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Измена»

    01 ноября 2012 / Ксения Рождественская

    Бесстрастное исследование Кирилла Серебренникова о разъедающей душу измене и подпиленных балконных штырях.

    Комментировать
  • Сигурни Уивер присоединилась к Лиаму Нисону в «Зове монстра»

    19 августа 2014 / Редакция THR Russia

    Ранее на одну из главных ролей в экранизации детского романа была утверждена Фелисити Джонс. Режиссером станет Хуан Антонио Байона.

    Комментировать
  • Торонто 2018: отцы, дети и уроки истории

    07 сентября 2018 / Ольга Белик

    Джейк и Мэгги Джилленхол в драмах о тонких детских чувствах и Манчестерская резня от Майка Ли.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus