- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «14+»Рецензия: «14+»
Ирина ЛюбарскаяСпальные кварталы, шекспировский трагизм и первая любовь — в лишенном эротики и чернухи фильме Андрея Зайцева.Картина Андрея Зайцева ➼90 получает приз зрительских симпатий везде, куда приезжает. Конечно, для послужного списка весомее другие награды. Но для режиссера, который решился рассказать о сегодняшних 14-летних школьниках и их первой любви (без экстрима «Класса коррекции» Ивана И. Твердовского или эротической крутизны «Все умрут, а я останусь» и «Школы» Валерии Гай Германики), чувства зрителей должны быть важнее всего.
Кино про подростков обычно мало кому интересно, кроме самих подростков. Все мы помним, каким смутным был наш мир в этом возрасте, когда личность только начинает обретать форму. Что-то закладывается в нее из предложенного родителями — как большая часть длинного саундтрека «14+», любовно подобранная 40-летним Зайцевым по волнам своей памяти. Что-то из собственного небольшого опыта — как звучащие с экрана треки, актуальные для детей поколения «ВКонтакте», где, собственно, были найдены главные герои картины, одаренные непрофессионалы Глеб Калюжный (Леша) и Ульяна Васькович (Вика). А что-то из вечно молодого — как песня Адриано Челентано, перезаписанная участником проекта «Голос» Алексеем Сулимой.
На этом звуковом фоне разыгрывается вполне банальная история. Мальчик из одной школы влюбился в девочку из другой. Спальный район, нервные учителя, выпивающие родители, персонажи с отчетливым привкусом гопничества. Дети зависают в Сетях, видят себя в виртуальном пространстве более раскованными и рискованными, чем в реальной жизни. В реале — дерутся, выпендриваются, скучают на уроках, рвутся на дискотеку. Но все это в рамках нормы, без беспросветности, экстрима и чернухи.
В сущности, у героев фильма есть все, что нужно подростку. Кроме любви. Однако дефицит любви и понимания можно увидеть не только у детей, но и у их молодых еще родителей, которые не понимают своих взрослеющих отпрысков. И так, впрочем, было всегда.
А школьники соседних учебных заведений бессмысленно враждуют, как семьи Монтекки и Капулетти. Но наш Ромео смел и упорен, да и Джульетта уже почувствовала себя женщиной — ее не остановить. Поэтому после любовной сцены, благоразумно оставленной за кадром, впору травиться не детям, а матери героя (Ольга Озоллапиня), которая внезапно ощутила себя сданной в утиль старухой в свои тридцать с хвостиком.
В общем, опять вариация на тему Шекспира, так что неожиданных сюжетных коллизий ждать от картины не стоит. Тут важнее другое — правда жизни, лишенная грязи и разыгранная так, будто камера просто подглядела все романтические сцены, а от боли и страданий отвернулась. Собственно, за это зрители и отдают свои симпатии фильму — за то, что авторы не мстят за обиды юности, а с нежностью восстанавливают ее лучшие моменты.
В общем, всем хороша картина. Хотя одна мысль не дает покоя… Сорок лет назад, когда таких хороших лент снималось много, а сети «ВКонтакте» и много чего еще не было, Динара Асанова дебютировала в полнометражном кино с нежным фильмом «Не болит голова у дятла», где впервые появилась школьница Елена Цыплакова. Там тоже были Ромео и Джульетта из средней школы, но и на их отношения не накладывался трагизм шекспировских пьес.
И не было в нем тех сюжетных пустот, которые в «14+» вынужденно заполнены длинными проходами героев и мельтешней из компьютера. А все потому, что в те времена даже у подростков был нормальный словарный запас и темы для разговоров. Снимавший фильм про современных школьников Андрей Зайцев тщательно изучил их интересы, повадки и лексион. Как результат, в картине звучит монолог, построенный практически на одном слове «короче». Является ли плюсом такая правда жизни, решать зрителю.
«14+» / Россия, 2015 г., 106 мин. Режиссер: Андрей Зайцев. В ролях: Глеб Калюжный, Ульяна Васькович, Ольга Озоллапиня, Дмитрий Блохин, Ирина Фролова, Шандор Беркеши, Владислав Горячкин, Дмитрий Баринов, Даниил Пикула, Ксения Пахомова. В прокате с 8 октября («Централ Партнершип»)
Материалы по теме
8 сквозных тем и сюжетов фильмов 26-го «Кинотавра»
16 июня 2015 / Илья МиллерГерои нового российского кино сидят в социальных сетях, рубятся в игры, возмущаются уродливыми скульптурами и, конечно же, влюбляются.
КомментироватьВ Москве состоялась премьера фильма «14+». Фоторепортаж
02 октября 2015 / Редакция THR RussiaРанее картина Андрея Зайцева была представлена на Берлинском кинофестивале и «Кинотавре».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: