Рецензия: «Ангелы революции» Алексея Федорченко

Рецензия: «Ангелы революции» Алексея Федорченко
Кадр из фильма "Ангелы революции"

Всего несколькими картинами Алексей Федорченко сумел создать в кинематографе свой узнаваемый мир. Начиная с фильма «Первые на Луне», который умудрился получить в Венеции приз как лучший документальный проект (несмотря на очевидно ернический сюжет о тайной сталинской программе освоения космоса), режиссер осваивает пространство русского мифа в широком смысле слова. Мифа, вбирающего в себя этнические загадки нашей огромной территории, где первобытная хтонь спокойно уживается с современными гаджетами.

В «Овсянках», которым в той же Венеции Квентин Тарантино аплодировал стоя, это были выдуманные эротические погребальные ритуалы исчезнувшего народа меря. В «Небесных женах луговых мари» — мистика и эротика поэтических преданий существующего и поныне марийского народа. В «Ангелах революции» — столкновение культуры советского постреволюционного авангарда с нутряным язычеством народов Крайнего Севера.

Спустя 17 лет после рокового 1917 года уверенная дама в шляпке и с пистолетом появляется на пороге какого-то наркомата со словами: «Мы уж давно умерли, а теперь пришли за вами». Перед нами — знаменитая комиссарша Полина-Революция (Дарья Екамасова), сумевшая завербовать в Красную Армию 48 буддийских монахов. Именно ей дают задание обратить в большевизм непокорные народы хантов и ненцев, которые слушаются только шаманов, не хотят рожать в роддоме, не отдают детей в интернат и не ходят за культурой в ДК.

Вместе с Полиной в мятежный Казым отправляется весь авангард художественной мысли 30-х годов. Архитектор-конструктивист Николай (Константин Балакирев), фанат гигиены и «огненных похорон», который строит и пропагандирует «наш советский колумбарий» — первый крематорий в стране. Скульптор Захар (Георгий Иобадзе), создавший памятник первому революционеру «товарищу Иуде Искариоту».

С ней кинорежиссер широкого профиля Петр (Павел Басов), который снимает летающих собак и казнь приговоренных к смерти контрреволюционеров в Мексике. И Смирнов (Алексей Солончев) — режиссер латышского театра в Москве, в котором арестовали всех артистов, пока он ставил балет расчесок и гребешков. Откажется ехать с Полиной на Север только композитор Иван (Олег Ягодин) — автору «Симфонии гудков» страсть как не хочется менять дирижерскую палочку на маузер. Что, впрочем, от миссии его не спасет.

Окажется, что ханты — невероятно упрямый народ. Сколько ни дари им подарков и ни показывай разноцветные квадраты Малевича, они все в лес смотрят — туда, где живет их богиня. И эта богиня хочет кровушки. Несмотря на балаганную веселость действия, местами переходящего в анимацию, кровушки будет в избытке — в этой схватке с архаикой не выживет ни один персонаж.

Зрителя «Ангелов революции» ждет непростое зрелище, которое работает с культурной матрицей так интенсивно, что, глядя на экран, можно вспомнить все и всех. Питера Гринуэя и сокуровское «Скорбное бесчувствие», фильм «Начальник Чукотки» и соловьевскую «Ассу», опыты наших параллельщиков конца 80-х и фантасмагории Терри Гиллиама, прозу Андрея Платонова и сценарии Чарли Кауфмана.

Хотя на экране мы видим аттракцион на аттракционе и каждый эпизод похож на цирковое антре, для понимания происходящего требуется изрядная эрудиция и глубокий интерес к истории нашей страны. Ведь у всех героев есть вполне узнаваемые прототипы. И титр «Основано на реальных событиях» нисколько не обманывает: в основе сюжета — реальное Казымское восстание обских шаманов против советской власти.

Проблема «Ангелов революции» лишь в одном. В кинотеатрах картину Федорченко будут показывать зрителю так, словно это такое же кино, как все остальные мелодрамы-боевики, — с психологией героев, завязкой-развязкой и прочими элементами драматургии. А этому фильму вообще  не место в кинотеатрах. Его площадка — просторные музеи современного искусства, где он бы гармонично вписался в экспозиции с видеоартом, инсталляциями, артефактами, перформансами и интерактивом.

Впрочем, это соображение не исключает возможности традиционного просмотра. Потому что даже в виде фильма «Ангелы революции» достаточно динамичны, событийны, нахальны и, несмотря на очевидный трагизм истории, полны юмора всяких оттенков. Черного в том числе.

«Ангелы революции» / «Премьер-Кинопрокат» / Россия, 2014 г., 113 мин.  Режиссер: Алексей Федорченко. В ролях: Дарья Екамасова, Олег Ягодин, Константин Балакирев, Павел Басов, Георгий Иобадзе. В прокате с 5 ноября («Премьер-Кинопрокат»)

Материалы по теме

  • Алексей Федорченко получил награду на Римском кинофестивале

    23 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Торжественная церемония состоялась накануне вечером перед премьерой нового фильма режиссера «Ангелы революции» в основной программе киносмотра «Кино сегодня».

    Комментировать
  • Кинотавр 2015: «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе в дневниках Ильи Миллера

    09 июня 2015 / Илья Миллер

    Умильный и красочный советский авангард в Сибири плавно перетек в медитативную охоту за военным преступником по просторам Сербии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus