Рецензия: «Большой и добрый великан»

Рецензия: «Большой и добрый великан»
Кадр из фильма "Большой и добрый великан"

«Большой и добрый великан» — кривое зеркало «Инопланетянина», написанного и снятого Мелиссой Мэтисон и Стивеном Спилбергом 34 года назад (по случайному совпадению первоисточник — роман Роальда Даля — был выпущен в том же 1982 году). Новая картина, впрочем, в разы менее захватывающая, нежели ее предок, ставший классикой кинематографа. Создатели буквально разжевывают зрителю мысль о важности мечты, оставляя за бортом все остальное.

Новейшие технологические разработки соединяют на экране людей и великанов, благодаря чему хорошие кассовые сборы уже маячат на горизонте. Однако герои болтают так много и так скучно, что за их разговорами почти полностью теряется драматургическое действие.

Роман Даля, кажется, даже слишком подходит Спилбергу. Оба, и режиссер, и писатель, полностью концентрируются на главной героине, сироте Софи, для которой единственным утешением в ее нелегкой жизни является чтение. В отличие от «Инопланетянина» «Большой и добрый великан» абсолютно лишен подтекстов, и все возможные смыслы в нем лежат на поверхности. По сюжету, большой и добрый великан в исполнении Марка Райлэнса — худой, высокий мужичок среднего возраста с большим носом и ушами а-ля слоненок Дамбо — похищает Софи из приюта, потому что она его увидела, и теперь, если люди узнают об их существовании, непременно захотят уничтожить.

За якобы комедийную часть картины призваны отвечать горные жители, которые в умственном развитии недалеко ушли от неандертальцев (все они, что характерно, мужчины). В описании Даля герои вообще-то охотятся и едят людей, но Спилберг решил сделать этих персонажей скорее шутами и тем избежал не только любых устрашающих подробностей, но и неожиданных поворотов сюжета.

Длинные сцены в пещере великана, которая обставлена как жилище академика или ученого конца XIX века, переполнены болтовней, тем более утомительной, что Спилберг заставляет Райлэнса проговаривать реплики нарочито медленно. Большинство комедийных актеров произнесли бы изобретенные Далем длинные, нелепые слова быстро и с напором. Однако Райлэнс, который на театральной сцене способен продолжить комедийные традиции и Чарли Чаплина, и Стэна Лорела, словно специально растягивает слова. Актер пытается создать целостный образ, опираясь на литературный первоисточник, но роман Даля, хотя и прекрасно подходит для экранизации, временами нуждается в большем заряде энергии и темперамента, чем те, что имеются в фильме. Софи в исполнении Руби Барнхилл — персонаж такой же прямолинейный, как и вся остальная история: словно ее героиня создана лишь для выполнения определенных сюжетных функций, а ее внутренний мир никому не интересен.

История, правда, становится чуть бодрее в последнем акте, когда действие переносится в Букингемский дворец. Пенелопа Уилтон в роли королевы хотя бы не пытается воспроизвести настоящую Елизавету II, как это делала Хелен Миррен. В кульминационной же сцене вертолетного нападения Спилберг получает шанс поупражняться в съемках экшен-сцен, мастером которых он является. Но и здесь из-за катастрофической схематичности происходящего на экране не получается воздействовать на чувства зрителей — никакого драматизма, обычный боевик.

Одним словом, режиссер пребывает в меланхоличном настроении и склонен к философствованиям. Сюжетное кино ему, кажется, мало интересно, чего не скажешь о рефлексии по поводу мечтаний и невозможности их осуществления. «Большой и добрый великан» повествует именно об этом, но, к сожалению, предельно односложно.

«Большой и добрый великан» (The BFG)  / Великобритания-Канада-США, 2016 г., 115 мин. Режиссер: Стивен Спилберг. В ролях: Ребекка Холл, Билл Хейдер, Марк Райлэнс, Джемейн Клемент, Мэтт Фрюэр, Пенелопа Уилтон, Оулавюр Дарри Оулафссон, Адам Годли, Руби Барнхилл. В прокате с 30 июня (WDSSPR)

Материалы по теме

  • «Большой и добрый великан»: Путь длиною в 20 лет

    24 июня 2016 / Ким Мастерс

    Стивен Спилберг и продюсеры фильма рассказали о том, как они переносили детскую книгу на экран, помогали юной актрисе вжиться в роль, а также о первом знакомстве с Марком Райлэнсом и трагической смерти сценариста картины Мелиссы Мэтисон.

    Комментировать
  • Стивен Спилберг: «По натуре я жутко любопытный»

    27 июня 2016 / Марина Очаковская

    Корреспондент THR поговорила со Спилбергом и Марком Райлэнсом об успехе «Шпионского моста», о работе над «Большим и добрым великаном» и конкуренции кино и ТВ.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора