Рецензия: «Друзья» Луи Гарреля

Рецензия: «Друзья» Луи Гарреля
Кадр из фильма "Друзья"

Похоже, кинорежиссура стала для актеров чем-то вроде магистерской степени. Но если для многих исполнителей первая самостоятельная постановка — это ступень без фундамента, то полнометражный дебют Луи Гарреля подготовлен весьма основательно: в томных глазах автора считывается и детство на съемочных площадках отца Филиппа Гарреля (обладателя двух «Серебряных львов» Венецианского фестиваля за фильмы «Я больше не слышу гитары», 1991, и «Постоянные любовники», 2005. — THR), и опыт создания трех короткометражных картин.

В сценарии «Друзей» легко увидеть парафраз «Прихотей Марианны» — пьесы великого французского романтика Альфреда де Мюссе. Очевиден и реверанс вечно «новой волне»  французского кинематографа. Двое друзей влюбляются в одну девушку — эта сюжетная канва не блещет новизной ни для публики, ни для самого Гарреля, снявшего на ту же тему миниатюры «Мои друзья» и «Правило трех».

Последнюю можно считать не то вариацией, не то тизером для «Друзей», ибо актерский состав  изменений не претерпел: соло Гарреля поддерживает дуэт Голшифте Фарахани («Совокупность лжи») и Винсента Макена («Американская  история»). Главный герой — неудачливый актер Клемен, воспылавший безответной страстью к вокзальной буфетчице Моне. На помощь в покорении неприступной крепости он призывает своего друга Абеля (работника парковки с душой поэта).

Клемен дарит Моне птицу в клетке, не подозревая о ее судимости: дни она проводит на воле — вечерами возвращается в исправительное учреждение. Но однажды поезд отправляется в пункт назначения без нее. Сутки «вне закона» становятся поворотным моментом для всей троицы.

Слишком много в «Друзьях» обозначено, но не раскрыто. Это можно компенсировать очередным просмотром «Жюля и Джима» Франсуа Трюффо, «Мечтателей» Бернардо  Бертолуччи и «Постоянных любовников» Филиппа Гарреля, которым работа Гарреля-младшего откровенно наследует. Картина представляет собой рассуждения о смене вех, о том, что за студентами-бунтарями, «запрещавшими запрещать», пришел черед слабосильного рохли Клемена и устало равнодушного циника Абеля.

Как Мюссе интересовал новый человек, закаленный событиями второй французской революции 1830 года, как кинематографистов 60-х занимал герой затянувшегося послевоенного периода, так и Гаррель сосредоточен на персонажах, охваченных лихорадкой нашего времени. От «новой волны» к прибою — такой путь фиксирует режиссер.

Заслышав колокольный звон, один думает о свадьбе, другой — о похоронах. Их, таких непохожих, свели одиночество и меланхолия. Жизнь для Абеля и Клемена походит на зал ожидания вокзала Гар-дю-Нор, для Моны — на череду дорог и пересадок. Заключенная оказывается свободнее и живее, чем пара от делать нечего зацепившихся за нее парней.

Яркость и выразительность черт иранской красавицы наводит на мысль о том,  что «Друзья» — модель отношений рефлексирующего, топчущегося на месте Запада и азартного к жизни Востока. Мона истерит на публике, вытанцовывает свою боль в баре, в храме, не смущаясь застегнутых на все пуговицы прихожан, говорит о любви телесной, то есть по сути раскрывает душу. Абель и Клемен отмалчиваются и, затерявшись в поисках себя, ищут друг в друге подпорки и не могут решить, в какую сторону ковылять по обезличенному Парижу.

В оригинале фильм называется «Два друга», поэтому любые упреки в несоответствии строгим лекалам мелодрамы автоматически отметаются. Любовь ни одному из героев пока не под силу. Финальный кадр с сидящими на тротуаре Абелем и Клеменом припечатан названием картины. Но ему бы больше подошла цитата Михаила Жванецкого: «Не можешь любить — сиди дружи!»

«Друзья» (Les deux amis) / Франция, 2015 г., 100 мин. Режиссер: Луи Гаррель. В ролях: Голшифте Фарахани, Винсент Макен, Луи Гаррель, Мао Адам, Пьер Мэйллет, Кристель Делоз, Ризлен Эль Коэн, Йен Трам Ле Тхи, Хитоми Рьоке Дюран, Улисс Королитски. В прокате с 24 марта (A-One Films)

Материалы по теме

  • Письмо редактора: Ускользающая красота

    26 августа 2014 / Редакция THR Russia

    Геймерские предпочтения Хлои Грейс Морец, мстительность Дензела Вашингтона, уловки Джерри Брукхаймера, неудержимость Скарлетт Йоханссон, убийственная улыбка Майкла Си Холла, полувековой юбилей Моники Беллуччи, актерские эталоны Андрея Звягинцева, кулинарный мастер-класс от Хелен Миррен и многое другое в сентябрьском номере The Hollywood Reporter Russian Edition.

    Комментировать
  • 7 лучших женщин-режиссеров Франции

    24 февраля 2016 / Редакция THR Russia

    В прокат вышел фильм «Мой Король» - пронзительная лав-стори с Венсаном Касселем в главной роли. Его режиссер Майвенн Ле Беско попала в основную программу предыдущего Каннского кинофестиваля вместе с еще двумя героинями нашего топа.

    Комментировать
  • Луи Гаррель женился на Летиции Касте

    14 июня 2017 / Редакция THR Russia

    Супермодель Летиция Каста и актер Луи Гаррель теперь официально супруги.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus