Рецензия: «Дюнкерк» Кристофера Нолана

Рецензия: «Дюнкерк» Кристофера Нолана
Кадр из фильма «Дюнкерк»

Если перед просмотром прочитать синопсис фильма, ничего особенно необычного вы там не найдете. Три сюжетные линии нового фильма Кристофера Нолана посвящены Дюнкеркской операции – эвакуации морем британских, французских и бельгийских войск, блокированных немцами у города Дюнкерк в 1940 году. Казалось бы, обычное кино о войне. Но это суждение оказывается ошибочным. «Дюнкерк» делает уникальным в первую очередь завораживающее течение экранного времени. В каждой из историй оно бежит с разной скоростью. Томми (Финн Уайтхед) проводит неделю на песчаных пляжах Дюнкерка в ожидании возвращения в родную Великобританию. После приказа английского правительства задействовать частные суда для эвакуации солдат отец (Марк Райлэнс) и сын (Том Глинн-Карни) с другом (Барри Киоган) за один полный опасности день пересекут Ла-Манш. Наконец, английский истребитель (Том Харди) проводит ровно час в небе, обеспечивая воздушную защиту переправляющимся войскам. Триединство «земля – вода – воздух», три постоянно переплетающиеся линии, и каждая из них движется в своем темпе. Нолан с мастерством джазового музыканта постоянно и без видимых усилий переходит с одного ритма на другой, и в этом ему постоянно помогает ни на секунду не затихающая музыка Ханса Циммера – когда за кадром не надрываются струнные, то раздается стук метронома. Еще одна оригинальная особенность фильма в том, что Нолан фактически обходится без образа видимого врага. Немцы представлены в виде прилетающих пуль, бомб, торпед и пары истребителей «Люфтваффе», они не имеют человеческого лица и скорее похожи на агентов некой сверхъестественной силы, забирающей жизни, пока часы ведут счет секундам и минутам.

Нолана всегда занимала концепция времени. Он начал играть с ним еще в своем дебюте «Преследование», а затем то запускал часы задом наперед («Помни»), то заставлял время двигаться с разной скоростью, строя из него онейрические матрешки («Начало»), а то и вовсе говорил, что любви, тем более отцовской, никакие годы нипочем («Интерстеллар»). На этот раз режиссер говорит вроде бы о войне и о героизме, но при этом ему важнее прихотливый временной рисунок, чем психологизм героев. Впрочем, за то, как кино снято, оно заслуживает отдельной похвалы. Меняющиеся местами небесная и водяная гладь, наплывающая откуда-то сбоку палуба тонущего судна, захватывающий дух простор и вызывающие клаустрофобию трюмы – работа оператора Хойте Ван Хойтекма («Впусти меня», «Шпион, выйди вон!») действительно завораживает. Режиссер постарался свести CGI к минимуму, снимая настоящие самолеты и корабли, в том числе и те, которые помогали при реальной Дюнкеркской операции, и из-за этого фильм смотрится максимально реалистично. Важно и то, что Кристофер Нолан, почти всегда писавший сценарии совместно с братом Джонатаном (исключение составляет упомянутое «Начало»), на этот раз работал один. Возможно, поэтому он не вкручивает в голову зрителя, как у него это часто бывает, прописные истины и просто показывает общую историю, каким бы оксюмороном это не звучало, одного доблестного отступления. Можно посетовать, что персонажи в фильме не прописаны, что у талантливых Райлэнса и Киллиана Мерфи так мало материала для работы, что Харди, наконец, большую часть фильма прячет лицо под кислородной маской, словно Бэйн из другого фильма Нолана. Но про всё это во время просмотра думаешь в последнюю очередь. Возможно, именно поэтому «Дюнкерк» и не похож на обычный фильм про войну, оттого финал с героизмом газетных заголовков и улыбающимся Кеннетом Браной на моле кажется здесь слегка лишним, словно навязанным продюсерами.

Самым уместным, наверное, будет сравнение с «Тонкой красной линией» Терренса Малика, но только без поэтических внутренних монологов героев – здесь за поэзию отвечает небо, отражающееся в воде. И тиканье закадровых часов как напоминание о том, что Нолан может менять течение времени, а герои его фильма – нет.

«Дюнкерк» в российском прокате с 20 июля.

Материалы по теме

  • THR откроет секреты создания «Дюнкерка»

    05 апреля 2017 / Уилл Кинг

    Пока Кристофер Нолан заканчивает монтаж новой военной драмы, выходящей на экраны 21 июля, наш корреспондент Уилл Кинг побывал во французском городке Дюнкерк, где проходили съёмки.

    Комментировать
  • Кристофер Нолан рассказал, почему «Дюнкерк» можно смотреть детям

    05 апреля 2017 / Редакция THR Russia

    «"Дюнкерк" - не совсем фильм о войне. Во многом, это история про выживание и лента-саспенс, которая на протяжении всего повествования держит в напряжении», - сказал Нолан.

    Комментировать
  • Героические будни: как Кристофер Нолан снимал «Дюнкерк»

    17 июля 2017 / Уилл Кинг

    Перед выходом «Дюнкерка» THR побывал на месте съемок и выяснил, что процесс был максимально приближен к тому, что пережили когда-то моряки во время Второй мировой.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора