Рецензия: «Дурак» Юрия Быкова

Рецензия: «Дурак» Юрия Быкова
Кадр из фильма «Дурак»

Этот материал был опубликован в ноябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Лаконичное название, твердо вбитые нам на подкорку «дураки и дороги» и посвящение Алексею Балабанову достаточно полно описывают, что ждет зрителя на просмотре фильма Юрия Быкова «Дурак». Режиссер и сам не открещивается от жанровой ниши, куда его еще после «Майора» определили критики.

Да, это фильм-плакат, фильм-кошмар — но так уж вышло, что для нашей действительности больше подходит шершавый язык плаката, а не тонкие намеки и изысканные метафоры. Кто ж не знает, что лобовое столкновение с российскими бытовыми реалиями походит на удар кулаком в лицо, после которого многоцветная реальность предстает в простой, внятной и беспощадной черно-белой версии.

Главный герой, заранее названный автором дураком, едет в густонаселенную общагу на аварийный вызов и кроме разорванной трубы обнаруживает глубокую трещину, насквозь прошившую 9-этажный дом. Трещину, которая, по его расчетам, может привести к гибели общаги и всех ее жителей.

И тогда молодой перспективный бригадир-сантехник Дима (Артем Быстров) поступает как типичный дурак. Вместо того чтобы просто залатать трубу и свалить глобальную проблему на старших по званию, он мчится в ночи на юбилей городского мэра (Наталья Суркова). От разогретой песнями Ирины Аллегровой и спиртным верхушки местных властей герой требует немедленной эвакуации людей.

В общаге меж тем живет народец дрянной — пьянь, рвань, лимита, наркота и шалавы. И участникам банкета, разворовавшим городское хозяйство, гораздо проще позволить аварийному дому рухнуть, наплевав на жизнь этих людей, чем пытаться кого-то спасти.

То, что в Америке стало бы основой для увлекательного фильма-катастрофы с патриотической подкладкой, в России может превратиться лишь в язвительный фарс (в стиле «Фонтана» Юрия Мамина), скрещенный с безнадежным критическим пафосом «Ревизора». Сантехник-одиночка не сможет найти единомышленников не только среди жильцов аварийного дома, но и внутри собственной семьи. Зритель понимает, что эта гнилая общага никуда не провалится, а еще сто лет простоит на одном нашем русском «авось», однако картина все равно оставляет чувство трагической безысходности.

Сам автор во многом такой же «дурак», как и его персонаж. Предыдущим фильмом «Майор» он снискал себе кучу недоброжелателей среди отечественных критиков, потому что не подбросил им ментовскую разборку с участием положительного героя, на которого можно было бы опереться в оценке этой почти корейской по своей стилистике картины. И то, что «Майор» был с большим успехом показан как на Западе (Канны), так и на Востоке (целых три приза в Шанхае), лишь сильнее огорчало критическое сообщество.

Не сумел Быков вписаться и в сериальные заработки: удрал прямо со съемочной площадки, спасаясь от профессиональной бесчувственности любимых народом артистов, и получил за это черную метку от гильдии продюсеров. Подставился он, в общем-то, и в «Дураке», понимая, что общая плакатность стиля, неровность монтажных швов и возможные вопросы к достоверности жутких событий опять сыграют против него.

Но недостатки, как известно, — это продолжение достоинств. В «Дураке» есть точное авторское высказывание о сути наших проблем, которое вложено в уста великолепного Артема Быстрова — молодого актера мхатовской школы, получившего в Локарно приз за эту роль. Во многом благодаря его искренности «Дурак» смотрится не как социально- критическое кино, а как спортивный матч, как игра на выживание.

Своей жене, уже готовой его предать, герой говорит простые слова: «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи, потому что мы друг другу никто». Вот так — одна типовая история, а сказано сразу и обо всем.

«Дурак» / Россия, 2014 г., 116 мин. Режиссер: Юрий Быков. В ролях: Артем Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Роман Майоров. В прокате с 11 декабря («Премиум Фильм»)

Материалы по теме

  • София Коппола отправляется в «Волшебную страну»

    17 декабря 2013 / Редакция THR Russia

    Пока неизвестно, будет ли она режиссером, но Коппола точно выступит соавтором сценария и сопродюсером экранизации романа Алисии Эбботт.

    Комментировать
  • Никита Михалков подвел итоги проекта «День короткометражного кино»

    25 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    21-го декабря в Доме кино состоялось закрытие всероссийской акции «День короткометражного кино», прошедшей более чем в 20 городах России.

    Комментировать
  • Джефф Дэниелс: «Все боялись, что молодежь не клюнет на наши старые рожи»

    24 января 2015 / Лейси Роуз

    От умного до тупого — один шаг, считает Джефф Дэниелс, который, получив в прошлом году «Эмми» за роль циничного телеведущего в сериале «Служба новостей», вновь влез в ботинки Гарри Данна из «Тупого и еще тупее». Почему он так неразборчив в выборе ролей и есть ли проекты, о которых ему пришлось пожалеть, Дэниелс рассказал в интервью THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus