Рецензия: «Двое во вселенной» с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом

Рецензия: «Двое во вселенной» с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом
Кадр из фильма "Двое во вселенной"

Долгий поцелуй в темноте, скрывающей лица. Едва свет озарит черты, как мы разглядим в целующихся старика и девушку. Страстно вздыхая, пожилой любовник прошепчет что-то про «жаль, нам нельзя быть вместе сколько захочется» и нырнет в со-седний номер отеля. То, что поначалу кажется банальным адюльтером, получит небанальное сюжетное развитие.

Следующие два часа мы будем читать и слушать сообщения, которыми профессор Эд Ферум (Джереми Айронс) бомбардирует возлюбленную студентку Эми Райан  (Ольга Куриленко). Звонит ей на площадку, где она выполняет каскадерские трюки. Пишет эсэмэски в университет на экзамен по астрофизике. Всплывает в окне скайпа, чтобы поздравить с успешной сдачей. Вручает дубликат потерянных ключей — тоже не лично, через курьера.

Личных встреч больше не будет, как и самого профессора: в аудитории, куда Эми однажды приедет послушать лекцию о космической гармонии и параллельных вселенных, зачитают некролог. Письма и сообщения при этом продолжат атаковать Эми вопреки возможностям умершего физического тела их посылать — великая любовь, как известно, бессмертна и творит чудеса.

Фильм La corrispondenza, выходящий в российский прокат под названием «Двое во вселенной», можно было бы маркировать как претенциозную мелодраму, если бы драма местами уверенно не перевешивала любовную линию. Сначала интрига и вовсе напоминает детективную: шокированная героиня едет в Эдинбург искать след возлюбленного, обрывающийся в крематории. Затем разгадывает тайну поступления писем.

Чуть позже, словно наркоман к дозе, она привыкает к виртуально-загробному роману, вершащемуся где-то на небесах посредством мобильных сигналов из прошлого. А вскоре и прежде испытывавшая сложности с социализацией Эми окончательно выпадет из общественной жизни. Подобно Эвридике героиня будет бродить как тень с мобильником в руках, ожидая посланий от возлюбленного с того света.

Романтический контекст на глазах зрителя становится обсессивным: старик-профессор умер и тащит следом живую девушку, с которой не смог расстаться. Одержимость — тема, давно волнующая режиссера Джузеппе Торнаторе: он касался  ее и в «Незнакомке», и в «Лучшем предложении». «Двое во вселенной» тоже продолжают эту линию, но немного под другим углом.

Дальним референсом к ленте можно назвать картину «Она» Спайка Джонса о любви писателя к бесплотной операционной системе с сексуальным голосом Скарлетт Йоханссон. Фильм, получивший «Оскар» за оригинальный сценарий, содержал довольно простой месседж: человек влюбляется в совокупность черт характера и личностных  особенностей, по
отношению к которым физическое тело вторично. Его может и не существовать вовсе.

В ленте Торнаторе главный герой умирает, но слово его живет, удерживая на орбите те спутники, что были рядом при жизни.

От окончательного падения в пучину банальности работу Торнаторе удерживает только саспенс, поддерживаемый музыкой Эннио Морриконе. Сентиментальность, граничащая с дурным вкусом, пропитывает картину насквозь. Дочь главного героя Ферума всерьез произносит сентенцию «Как я хотела бы, чтобы меня так любили». Лист бьется в оконное стекло. Сокол летит за поездом…

59-летний режиссер и раньше не стеснялся примитивной образности, но здесь решил переплюнуть самого себя. Актриса Ольга Куриленко будет много и часто плакать — «Двое во вселенной» стали ее драматическим бенефисом, как когда-то «Малена» для Моники Беллуччи. Красивые люди страдают в красивых декорациях под грустную музыку  —  Торнаторе знает, что на товар подобного рода всегда найдется купец. Получив в 1989-м «Оскар» и кучу упреков в приторности, он сыплет столько сахара, сколько хочет, и, кажется,  нисколько не боится умереть от диабета. Смерть не проблема, если даже мертвый профессор способен писать красивые любовные письма.

«Двое во вселенной» (La corrispondenza) / Италия, 2016 г., 116 мин. Режиссер: Джузеппе Торнаторе. В ролях: Джереми Айронс, Ольга Куриленко, Шона МакДональд, Даррен Уитфилд, Саймон Микок, Анна Савва, Джеймс Блур. В прокате с 5 мая («Экспонента»)

Материалы по теме

  • Том Круз представит «Обливион» в Москве

    17 февраля 2013 / Илья Кувшинов

    Вместе с актером столицу также посетят Ольга Куриленко, Андреа Райзборо и режиссер Джозеф Косински.

    Комментировать
  • Бен Аффлек, Ольга Куриленко и Рэйчел МакАдамс на премьере «К чуду»

    10 апреля 2013 / Редакция THR Russia

    Во вторник в лос-анджелесском Pacific Design Center состоялась премьера новой картины Терренса Малика, по традиции проигнорированной главным виновником торжества.

    Комментировать
  • В забвении: Как рождался «Обливион»

    13 апреля 2013 / Ярослав Забалуев

    «У нас нет еще никакой базы фанатов. Это же не “Бэтмен”, не “Звездный путь” и не “Супермен”, — сетует создатель оригинального фантастического фильма «Обливион» Джозеф Косински. Режиссер 120-миллионного проекта немного лукавит — в его рукаве найдутся козыри и покрупней, чем узнаваемый супергерой. Речь о Томе Крузе, Моргане Фримане, бывшей девушке Бонда Ольге Куриленко и нестандартном подходе к жанру кинофантастики.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора