Рецензия: «Франц» Франсуа Озона

Рецензия: «Франц» Франсуа Озона
Кадр из фильма "Франц".

Немецкая провинция, 1919 год. Анна, так и оставшись невестой убитого на войне Франца, продолжает жить в доме у его родителей, милых немецких бюргеров, каждый день посещаая его пустую могилку. Так бы и протекала ее однообразная жизнь, если бы однажды на могиле не появились свежие цветы, а вместе с ними — загадочный француз Адриен.

Сценарий фильма написан по пьесе известного пацифиста Мориса Ростана, которая была экранизирована в 1932 году Эрнстом Любичем под названием «Недопетая колыбельная». Пьеса и фильм были созданы до второй мировой войны, и поэтому мелодраматичный хеппи-энд, заканчивающийся любовью героев, не выглядел таким иллюзорным. Франсуа Озон, изменил пьесу, сделав главной героиней Анну (Паула Бир). Это она совершает большой путь героя, заняв место убитого жениха. Но для этого вначале она услышит его историю о том, что приезжий француз до войны был лучшим другом Франца (они вместе играли на скрипке и читали стихи Верлена в Париже), проникнется к нему чувствами и узнает страшную тайну об истинной причине визита Адриена в Германию. Она должна решиться сохранить эту тайну от родителей Франца, простить Адриену его вину и поехать искать его в Париж, где откроет для себя обратную сторону послевоенного мира.

Кадр из фильма "Франц".

Франсуа Озон  – большой любитель поиграть с жанрами, и его новая картина выстроена по принципу жанровых пятнашек: разбег начинается с хичкоковcких аллюзий, а затем история немного пробуксовывает, погружая зрителя в слащавость театральной мелодрамы. Адриен в исполнении Пьера Нинэ проявляет всю свою статусною импозантность актера «Комеди франсез» - светит красивым торсом, хмурит тонкие брови, блестит черным глазом. В глухой немецкой провинции, где в живых остались только старики и кондовые националисты, невозможно не влюбиться в такого неожиданного гостя, будь он даже заклятый враг–француз. В черно-сером пространстве фильма зарождающиеся чувства героев подсвечены сепией, а рассказы о парижской довоенной жизни – яркими импрессионистскими красками. В тот момент, когда молодой девушке открывается настоящая причина визита Адриена, фильм приобретает оттенок немецкого экспрессионизма, чтобы затем превратиться в атмосферный роуд-муви. Финальная сцена ставит точку в духе романа взросления или точнее, романа женской эмансипации.

Как говорил Альберт Эйнштейн, «безумие - делать одно и то же, и каждый раз ожидать иного результата». Франсуа Озон, обратившись к общеевропейской культурной памяти, пытается достучаться до современной публики понятным для нее символическим образом - с помощью картины Эдуарда Мане «Самоубийца» с изображенным на нем лежащим замертво молодым человеком. Для Озона рост национализма и шовинизма всегда ведет к самоубийству, а в смерти сыновей виноваты отцы, отправляющие их на фронт.

Кадр из фильма "Франц".

Невозможно не сделать сравнение с одним из первых пацифистских высказываний между двух войн, фильмом французского режиссера Жана Ренуара «Великая иллюзия» 1937 года. На войне гибнут и калечатся пацифисты и вояки, богатые и бедные, немцы и французы. Но если у Ренуара спетая в лагере для военнопленных «Марсельеза» является символом стойкости и сопротивления, то у Озона французский гимн, спетый в бистро в порыве патриотизма, - это упорное стремление закончить свою жизнь в окопах. Сегодня как никогда это высказывание может показаться актуальным, ведь мы, как и ренуаровский персонаж Жана Габена, хотели бы, чтобы предыдущая мировая война оказалась последней, но, почитав последние новости,  нехотя соглашаемся, что это великая иллюзия.

«Франц» (Franz) /Франция. 2016 г., 113 мин. Режиссер: Франсуа Озон. В ролях: Пьер Нинэ, Паула Бир, Эрнст Штёцнер, Мария Грубер, Йохан фон Бюлов, Антон фон Люк. В прокате с 13 октября («Cinema»)

Материалы по теме

  • Франсуа Озон: «Русских мужчин мой фильм выбивает из колеи»

    10 ноября 2014 / Михаил Рузманов

    В российский прокат выходит мелодрама Франсуа Озона «Новая подружка», в которой Ромен Дюрис после смерти жены пытается начать новую жизнь, но уже в женском обличии. THR поговорил с режиссером картины.

    Комментировать
  • Венеция 2016: хрупкие мужчины, экранизация Стейнбека и Джуд Лоу в роли папы

    04 сентября 2016 / Инна Денисова

    На 73-м Венецианском кинофестивале в первые несколько дней показали несколько очень заметных фильмов. В этом обзоре – «Ночные животные» Тома Форда (в российском прокате «Под покровом ночи»), «И проиграли бой» Джеймса Франко, «Франц» Франсуа Озона и «Молодой Папа» Паоло Соррентино.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора