Рецензия: «Гонка века» с Колином Фертом

Рецензия: «Гонка века» с Колином Фертом

1968 год. Британская газета Sunday Times объявляет о проведении гонки «Золотой глобус» — кругосветной одиночной регаты. В числе участников затесался и Дональд Кроухерст (Колин Ферт), который никогда в жизни не выходил в открытое море. Однако же самоуверенность и огромные долги подтолкнули его к рисковой авантюре, которая, к сожалению, ничем хорошим не закончилась.

История Кроухерста — не выдумка, и все его безумное приключение задокументированно в двух бортовых журналах: настоящем и сфальсифицированном. История эта не дает покоя людям буквально с момента того, как стала известна: новый фильм — не первая экранизация удивительного случая. Всего через год после событий регаты BBC выпустили документальный фильм, а затем ленты о Кроухерсте стали выходить с завидной регулярностью. Есть даже советская «Гонка века» 1986 года Никиты Орлова — именно этот фильм подарил имя британской ленте этого года, в оригинале называющейся «The Mercy», «благодать». Слово это в некоторой степени принадлежит самому мореплавателю, чья финальная запись в судовом журнале звучат как: «Кончено. Кончено. ВОТ ОНА, БЛАГОДАТЬ. Я выйду из игры», и слова эти можно трактовать по-разному. Но обо всем по порядку.

История Кроухерста начинается еще до вступления в гонку, ведь крайне важным моментом является постройка тримарана: по задумке это было судно, начиненное по последнему слову техники изобретениями самого Дональда, но времени и денег попросту не хватило на то, чтобы успеть реализовать все идеи надлежащим образом. Здравым решением кажется отказ от участия, но множественные долги и закладные попросту не оставляют горе-мореплавателю выбора, а плыть на незаконченном судне в кругосветку практически равняется самоубийству. Отсюда вытекло и неоднозначное решение с ложным путешествием и невероятно глобальным обманом буквально всех: вместо путешествия сквозь «ревущие сороковые» и испытания собственных сил на прочность, Дональд остается в Атлантическом океане, делает круг и попросту возвращается в Англию, продолжая более-менее регулярно оповещать о своих «успехах» прессу, спонсоров и родных.

Немалую часть фильма занимает сражение Кроухерста со стихией и проблемами собственной лодки: мореходу-новичку понадобилось всего пара суток чтобы понять, что в честной гонке у него нет шансов. Колин Ферт прекрасно отыгрывает накатывающее отчаяние и наступающее безумие, и к его игре действительно трудно придраться. Однако, морские сцены при этом поданы в удивительно рваном темпе: какой-то отдельный момент может занять и десять минут экранного времени, а следом сюжет легко проскочит несколько месяцев, не особо заботясь о том, поспевает ли зритель за темпом.

Мрачные морские будни перемежаются кадрами с семейством Кроухерстов и воспоминаниями о прошлом. В одном из них Клэр Кроухерст (Рэйчел Вайс) вспоминает любимого мужа и говорит сокровенную и важную фразу: «Он способен передумать», что упоминается в числе положительных сторон главы семейства. Дональд, по всей видимости, и правда успел передумать (и даже не единожды) и подвергнуть сомнению свои решения, но собственные мечты завели человека слишком далеко по неверному пути. Вставки с семьей призваны придать драматизма происходящему, но при не столь большом хронометраже нередко возникает впечатление, что будь это фильм одного актера, он мог бы стать несколько лучше. Хотя к чести Рэйчел Вайс и детей стоит сказать, что со своими ролями они справляются более, чем достойно. Кроме семьи показывают и спонсоров Дональда, максимально заинтересованных в успехе мореплавателя. Их отражение в сюжете кажется несколько ироничным: все они пытаются выжать максимум прибыли из истории Дональда, и это выглядит особенно смешно в свете многочисленных экранизаций, одной из которых является и эта лента.

«Гонка века» — это своего рода назидание: уверенность в собственных силах еще не означает успех, и глобальная неудача не менее глобальной аферы вполне может послужить уроком при правильном взгляде на вещи. Такая вот современная история Икара, слишком близко подлетевшего к Солнцу.

«Гонка века» в российском прокате с 22 марта 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Превосходство»

    07 июля 2014 / Тодд МакКарти

    Режиссерский дебют оскароносного оператора, где Джонни Депп играет гения, лишенного тела.

    Комментировать
  • Рецензия: «Женщина во дворе»

    02 сентября 2014 / Бойд Ван Хой

    Катрин Денев и Гюстав Керверн в замысловатой мелодраме о борьбе с одиночеством и трещинами на стене.

    Комментировать
  • Рецензия: «Рэмпейдж» с Дуэйном Джонсоном

    12 апреля 2018 / Сергей Сергиенко

    Совершенно не стыдно – даже с учетом кучи штампов.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора