Рецензия: «Остров собак» Уэса Андерсона

Рецензия: «Остров собак» Уэса Андерсона

В Мегасаки, что в выдуманной Японии неопределенного временного периода, происходят странные дела: мэр города Кобаяши из-за эпидемии собачьего гриппа принимает решение о высылке всех четвероногих друзей человека на отдельный остров. Как долго продлится собачья изоляция, до конца не ясно: ученый Ватанабэ вовсю работает над вакциной, но никаких сроков не называет. Собаки тем временем выживают как могут без людей и нормальной еды, сбиваясь в стаи и потихоньку дичая. Жизнь псов меняется, когда на острове терпит крушение самолет с мальчиком Атари, воспитанником Кобаяши, который прилетел на поиски своего пса — Спота.

Уэс Андерсон известен как мэтр эксцентричного кинематографа. У него уже был «Бесподобный мистер Фокс», ставший для режиссера ласточкой в покадровой анимации, так что «Остров собак» не является каким-то откровением — скорее, логичным продолжением. В основе вновь потрясающе проработанные куклы и удивительный мир, прообразом которого стала Япония, пусть и несколько стереотипизированная.

На Японию выбор пал не случайно: таким образом Андерсон решил воздать должное знаменитым режиссерам страны восходящего Солнца во главе с Акирой Куросавой, чье творчество он ценит очень высоко. К визуальному ряду как всегда не придраться: он стильный, качественный и болезненно красивый. В видеоряде нельзя не приметить множественные отсылки и оммажи к различным важным режиссерам вроде все того же Куросавы и чуть ли не Андрея Тарковского. Периодически складывается впечатление, что построение правильного кадра для Андерсона важнее, чем наполнение его смыслом.

Хотя и с этим у фильма нет никаких проблем: за простой историей путешествия собаки и хозяина скрывается сразу несколько слоев. Тут найдется место разговору на тему авторитарности власти, коррупции, экологических проблем, мимоходом затронут тему расизма. При этом сделано все так, чтобы интересно было практически любому зрителю старше 13 лет (если верить возрастному рейтингу): непритязательный любитель анимации здесь насладится историей верности и дружбы в красивом обрамлении, любитель поискать смыслы останется доволен глубиной проработки и вниманием к деталям.

Не восхититься работой аниматоров здесь было бы преступлением: да, конечно, это не чисто кукольная анимация, о чем авторы говорят прямо, но компьютерная обработка сведена к минимуму. Такая зашкаливающая детализация не может не восхищать: у собак колышется шерсть, на фонах заметны какие-то невероятные подробности. Глаза главных героев выглядят буквально как живые. Даже огонь и дым сделаны подручными средствами без переходов к графике. Практически единственное, что сделано не куклами — это изображение на экранах телевизоров, выполненное в довольно своеобразной рисованной манере.

Проработка мира была бы не полной без музыки, уже традиционно написанной Александром Деспла. Японские народные инструменты неожиданным образом сочетаются с более европейскими вроде саксофона, на выходе создавая очень своеобразное звучание, прекрасно передающее дух мира Андерсона: не совсем Япония, но и не совсем фантазия.

«Остров собак» — многослойное, но при этом доступное приключение из тех, что принято называть штучной работой. Здесь это действительно так: подобными масштабами сейчас просто никто не заморачивается, куда проще воспользоваться компьютером. Но для Уэса Андерсона очень важны любые мелочи. Только вдумайтесь, насколько говорящим на самом деле является оригинальное название: «Isle of Dogs» вполне можно прочитать вслух как «I Love Dogs» — «Я люблю собак». И это тоже о многом говорит как о фильме, так и о его создателе.

«Остров собак» выходит в российский прокат 3 мая 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Между»

    25 апреля 2012 / Кирилл Разлогов

    Новая картина Фрэнсиса Форда Копполы отправляет зрителя в мир вампиров, духов и Эдгара Алана По.

    Комментировать
  • Рецензия: «Призрак» с Федором Бондарчуком

    27 марта 2015 / Дмитрий Осташевский

    Семейная комедия, в которой бесплотная тень Бондарчука бьется над почти гамлетовским «взлетит иль не взлетит…»

    Комментировать
  • Форель разбивает лед в «Гоголь-центре»

    12 марта 2018 / Эвелина Гурецкая

    В течение двух сезонов в «Гоголь- центре» один за другим выходили спектакли проекта «Звезда», объединившие пять поэтических судеб. Особое место в этом ряду занимает посвящение поэту «Серебряного века» Михаилу Кузмину - «Кузмин. Форель разбивает лед».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора