Рецензия: «Коммивояжер» Асгара Фархади

Рецензия: «Коммивояжер» Асгара Фархади
Кадр из фильма «Коммивояжер»

Эмад и Рана – пара молодых актеров, в спешке покидающих свой дом, стены которого начинают внезапно рушиться. Причина непонятна: то ли землетрясение, то ли строительные работы – в основание дома вгрызается ковшом экскаватор. Коллега по театру, немолодой Бабак предлагает им новую квартиру, и даже без залога. Вот только предыдущая жилица никак не заберет свои личные вещи, среди которых уйма разного тряпья и детский велосипед. В новом доме Эмаду и Ране не приходится долго жить счастливо. Однажды Рана собирается принять душ после спектакля, и опрометчиво не ответив в домофон, открывает дверь (предположительно, мужу). Так она впускает в дом незнакомца и вскоре попадает в больницу с черепно-мозговой травмой. Эмад находит ее на операционном столе и, белея от ужаса и сжимая кулаки, теперь во что бы то ни стало желает найти и наказать обидчика.

Асгар Фархади – один из самых успешных иранских режиссеров. В 2012 году его «Развод Надера и Симин» получил «Оскар» как «лучший иностранный фильм». В этом году на «Оскар» выдвинут «Коммивояжер», но об этом немного попозже. Сейчас же хочется сказать о двусмысленности названия фильма. Эмад и Рана в своем театре репетируют «Смерть коммивояжера» Артура Миллера. Эмад играет Вилли Ломана, одну из самых трагических фигур в литературе двадцатого века. Рана – его жену Линду. Оба – в возрастном гриме. Интересно, что первая сцена, которую они репетируют в кадре – это сцена в ванной комнате (с оглядкой на иранскую цензуру, актриса играет обнаженную женщину в плаще и шляпе). Так Фархади расставляет ключевые метки в фильме, зарифмовывая театр и жизнь. Забегая наперед, скажу, что ближе к концу картины в ней появится и настоящий коммивояжер – торговец на колесах. Чего, а настоящего мастерства в создании метафор, переплетении художественного вымысла с реальной историей (что, конечно же, тоже вымысел), Фархади не занимать. Медленно, как Антониони, но уверенно, как Ханеке, он раскручивает драматическую ситуацию, которая в конце оборачивается трагедией: жертва и обвинитель меняются местами.

Особого саспенса придает и тот факт, что почти до самого конца картины непонятно, что же случилось в ванной. Рана помнит только руки злодея (или стесняется сказать правду?). Эмад находит носки незнакомца в спальне, а также пачку купюр, что указывает на то, что предыдущая хозяйка квартиры была, скорее, проститутка. Но что незваный гость сделал с Раной? Правду зритель узнает в самом финале.

Возвращаясь к грядущему «Оскару», нужно сказать, что недавно в связи с фильмом «Коммивояжер» разразился целый скандал. Вначале в знак протеста против указов президента США Дональда Трампа по ужесточению иммиграционного законодательства в церемонии отказалась участвовать исполнительница главной роли Таране Алидусти. Вскоре официально объявил об отказе от поездки на церемонию вручения премии американской киноакадемии и сам Асгар Фархади. Режиссер намерен бойкотировать «Оскар». И это при том, что у его фильма – больше всего шансов на победу. 

«Коммивояжер» в прокате со 2 феварля.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Любовь»

    21 мая 2012 / Дебора Янг

    В новом фильме Михаэля Ханеке Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива предстают в роли пожилых супругов, чьи отношения проходят финальную проверку на прочность.

    Комментировать
  • «Метаморфозы» впервые представили широкой публике

    01 декабря 2016 / Александр Фолин

    Знаменитый дипломный спектакль актерской мастерской Академии Никиты Михалкова произвел настоящий фурор.

    Комментировать
  • Рецензия: «Патерсон» Джима Джармуша

    17 февраля 2017 / Анна Сергиенко

    Новая картина легендарного режиссера, больше похожая на визуализацию стихотворения поэта-классика.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus