Алексей и Илья Учители: разные взгляды

Алексей и Илья Учители: разные взгляды
Фото: Андрей Ковалев

24-летний Илья, сын Алексея Учителя, автора таких известных картин, как «Прогулка» и «Край», дебютировал с комедией «Огни большой деревни», удостоенной на «Кинотавре» Специального приза жюри. Накануне выхода в прокат гротескной истории о жителях провинциального городка, которые пытаются снять фильм, THR встретился с отцом и сыном и выяснил, насколько у них разные взгляды и как Учитель-младший отстаивал свою режиссуру.

Илья, почему решили начать именно с комедии — не самого легкого жанра, прямо скажем?

И.У.: Так совпало. Жанр специально не выбирал, просто прочитал первый вариант сценария, в котором главную линию можно лаконично описать, как «молодые ребята снимают кино», и понял что для дебюта это самая подходящая и даже очень символичная история. Результатом я доволен. Премьера состоялась на «Кинотавре» — люди в зале смеялись, и саму картину, в принципе, приняли хорошо. Хотя, признаюсь честно: самокритичность — это не про меня. Язвительные отзывы, конечно, терплю, но без удовольствия.

Алексей Учитель: Недовольные всегда найдутся. А критику надо воспринимать только конструктивную.

 

Что далось в работе труднее всего?

И.У.: Перебороть дикий страх опозориться. (Смеется.) Когда мы приехали на съемки в Вышний Волочек, что в Тверской области, моя команда была в шоке. Думаю, они и не подозревали, что я такой молодой или, может, заметили панику в моих глазах. Но когда начали снимать, то стало не до мандража. Постепенно волнение ушло, атмосфера стала доброжелательной, и работа пошла. Хотя первый съемочный день я специально сделал не очень сложным — без массовки из 300 человек или пиротехники.

 

Алексей Ефимович навещал?

А.У.: Один раз приехали с его матерью (продюсер Кира Саксаганская. — THR) и узрели недовольное лицо режиссера. Мешали мы ему, видите ли! Хотелось дать пару советов по мизансцене или другим вещам, но во взгляде так явно читалось «спасибо, не надо»… Я его понимаю, съемки — дело личное, и посторонним не стоит туда соваться.

И.У.: Папа приехал и сразу захотел, чтобы в эпизоде появилась лошадь. Мы снимали одну сцену, и я заметил, что животное постоянно оказывается в кадре. Быстро понял, что это его идея, поэтому продюсеры на площадке не задержались. Пресекли на корню.

А.У.: Вы меня не пресекали, сам остановился. Если бы я был продюсером, то лошадь бы осталась в кадре. (Смеется). Но вообще, старался максимально корректно вести себя на съемках, чтобы не подрывать авторитет сына.

Фото: Андрей Ковалев

Илья, мне показалось, что вас в какой-то степени вдохновил своей «Перемоткой» Мишель Гондри.

И.У.: Не скрою, мы помнили, что такой фильм существует, когда дорабатывали сценарий, но наша картина мне нравится больше, чем работа Гондри. (Смеется.) А вдохновлялись, прежде всего, самой идеей — снять не только признание в любви к кино, но и историю про мечту: молодой герой грезит о собственном фильме, и его желание сбывается, несмотря на все преграды. Многие видят в этом сатиру на положение дел в нашей киноиндустрии, но это не так.

 

Что сказал про ваш дебют Алексей Ефимович?

И.У.: Я всегда настороженно отношусь к его оценке. Если всем доволен, то значит, вряд ли он еще кому-то понравится. (Смеется.) А тут он даже хихикал на монтаже пару раз. Просто в жизни отец очень серьезный и даже временами занудный человек: рассмешить его, на мой взгляд, невозможно в принципе. Но по итогу, картина была оценена фразой: «Ну-у-у… кино есть. Нормально!»

А.У.: Мне кажется, это достойное начало пути. И смешно, и нет пошлятины, добавленной ради смеха. Честно!

 

Зачастую, большие звезды настороженно относятся к режиссерам-дебютантам. Как сложилось сотрудничество с Дмитрием Дюжевым?

И.У.: На эту роль нужен был актер, который решился бы сыграть дико утрированную версию самого себя. Дмитрий согласился. Конечно, поначалу он нервничал — как раз из-за моей неопытности, — но некоторое время спустя мы стали отлично понимать друг друга, и все встало на свои места. Вообще, в работе он всегда собранный, не спорит с режиссером, и никаких проблем у нас с ним не было. Правда, сейчас некоторые журналисты почему-то думают, что Дюжев и в жизни такой же — безумный оголтелый грубиян с замашками примы.

А.У.: Кстати, одним из первых кандидатов на эту роль был Филипп Киркоров. Он загорелся историей и всерьез хотел принять участие. Но как только узнал, что придется месяц провести в Вышнем Волочке, то позвонил и сказал: «Прошу прощения, у меня гастроли, и я не могу».

И.У.: Мне он сказал не так: «Илья, прости, но я не понимаю, как твой папа собрался меня снимать в твоем фильме, потому что у меня начинается чес по стране».

 

Илья, как думаете, сколько фильмов придется снять, чтобы окончательно «выйти из тени» отца?

И.У.: Может, и одного окажется достаточно. Не знаю. Время покажет. Я думаю, у нас совершенно разные взгляды и творческие пути.

А.У.: Илья снимает совсем другие по характеру картины, и «Огни большой деревни» не похожи ни на одну мою работу. У меня все драматично, и финал не всегда счастливый, а у него все иначе.

Фото: Андрей Ковалев

Алексей Ефимович, когда Илья был маленьким, вы брали его на съемки?

А.У.: Не раз, и Илья, видимо, ждал, что я приглашу его на главную роль, а этого всё не происходило. (Смеется.) Впервые он приехал ко мне на съемки фильма «Пленный» в 2008 году и мешался там под ногами. Но на картине «Край» уже работал… снег чистил. В дальнейшем постоянно помогал мне с массовкой — набирался опыта. На съемках «Матильды», например, когда снимали сцену давки на Ходынском поле, на мопеде руководил толпой. Всегда старался задействовать его в работе над своими картинами.

 

Много раз слышал, что дети знаменитостей практически не видят своих родителей, потому что те постоянно заняты на съемках. А как все было у вас?

И.У.: В какой-то степени так же. Родители связаны с кино и поэтому часто отсутствовали. Но чем сильнее я сам стал втягиваться в этот мир, тем больше времени отец стал мне уделять. Так что близость пришла с возрастом. Не сказать, что сейчас мы прямо все свободное время проводим вместе, это, мягко говоря, не так, но иногда можем посидеть, выпить и поговорить о жизни. Хотя на работе только раздражаем друг друга: ругаемся, ссоримся, но исключительно по тому, что касается рабочих вопросов. Просто взгляды совершенно разные. Что далеко за примерами ходить? Он болеет за «Зенит», а я — за «Спартак».

 

Кстати, Илья, у вас ведь давно была мечта снять фильм о футболе! И следующим проектом как раз должен стать байопик о великом бомбардире Эдуарде Стрельцове.

И.У.: Его жизнь — уже лихо закрученный сюжет. Причем Стрельцов был не только гением, но еще и в некотором смысле безумным человеком, и мы хотим показать его именно таким. Заранее готовлюсь к тому, что съемки будут тяжелыми: массовые сцены, серьезные актерские задачи. Это непросто, но для любого молодого режиссера второй фильм всегда оказывается самым трудным и, можно сказать, определяющим. На данный момент заканчиваем сценарий, собираем бюджет, ищем исполнителей. Я с детства обожаю футбол, поэтому уже сейчас внутренне трепещу. Папа всегда мечтал сделать из меня теннисиста, но я всегда грезил футболом.

А.У.: Я сам в детстве хотел стать тренером футбольной команды или кинорежиссером. Профессии похожи, как мне кажется. Матч — это фильм, где есть завязка и драматичный финал. Игра может оказаться и комедией чистой воды, и триллером. А вообще, сын, можно сказать, отнимает проект моей мечты. Ну ничего, уступаю, что же делать.

И.У.: Прости, но, по-моему, пора уже дать дорогу молодым. (Смеются.)

«Огни большой деревни»

«Каропрокат» / Россия / Режиссер: Илья Учитель / В ролях: Дмитрий Дюжев, Кирилл Фролов, Максим Емельянов, Анастасия Мытражик, Василий Кортуков, Юрий Быков, Тагир Рахимов, Карен Мартиросян, Кирилл Полухин, Анна Воркуева / Премьера 2 февраля

Материалы по теме

  • Алексей Учитель о драме «Восьмерка»: «Это абсолютно не мой материал»

    05 марта 2013 / Илья Кувшинов

    Режиссер и продюсер рассказал об экранизации повести Захара Прилепина в рамках неформальной встречи с прессой, приуроченной к двадцатилетию киностудии «Рок».

    Комментировать
  • Алексей Учитель: «В любой самой жуткой драме нужен хотя бы лучик надежды»

    14 июня 2015 / Александр Фолин

    Председатель жюри «Кинотавра» и режиссер фильма «Матильда», посвященного отношениям Николая II и балерины Матильды Кшесинской, рассказал THR, в чем он черпает вдохновение и почему фестивальное кино такое мрачное.

    Комментировать
  • Звезды на премьере фильма «Огни большой деревни» Ильи Учителя

    27 января 2017 / Редакция THR Russia

    По красной дорожке прошли Юрий Быков, Катерина Шпица, Анфиса Черных и многие другие.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus