Рецензия: «Коробка» Эдуарда Бордукова

Рецензия: «Коробка» Эдуарда Бордукова
Кадр из фильма «Коробка».

Две дворовые команды, не желая делить футбольную коробку, устраивают жесткий бескомпромиссный турнир, в который постепенно втягиваются все жители района.

Динамичный и яркий, остросоциальный и подростково-актуальный, а главное очень по-взрослому честный – таким получился дебют Эдуарда Бордукова, который выступил сценаристом и режиссером картины. Любителей футбола фильм порадует потрясающей спортивной хореографией и достоверностью происходящего (не зря одну из главных ролей сыграл экс-вратарь сборной России Руслан Нигматуллин). Но даже если спорт вам глубоко безразличен, и вы просто любите хорошее кино, картину тоже нужно обязательно смотреть. «Коробка, вокруг которой разворачивается действие фильма, — это метафора города, страны, мира», - замечает режиссер. 

Кадр из фильма "Коробка".

Поражает число конфликтов, легко и органично расставленных по сценарию. Любовь и дружба, отцы и дети, мечты и страхи, Россия и Кавказ… К слову, последняя тема – одна из самых непростых для дискуссии – вообще подана в мирном ключе, что для современного российского кино — экзотика. После того, как яркую позицию по национальному вопросу в российском кино создала цитата «Не брат ты мне…», все примиряющие реплики остались где-то в «Мимино». У Бордукова же на редкость адекватное и честное видение расового вопроса. Он делит людей не на черных и белых, русских и кавказцев, а на тех, кто любит спорт и созидание, и тех, кто предпочитает драку и погром. Вроде бы достаточно очевидная позиция, но в современном кино смотрится как откровение.

Несмотря на то, что речь идет о подростках, проблемы героев вовсе не кажутся детскими. Здесь стоит сказать спасибо мастерски прописанной драматургии персонажей. В то, как персонажи говорят, как двигаются, веришь на 100%. Может быть причина этого в том, что создатель картины сам в юности немало времени провел, гоняя в дворовый футбол. А может быть, в том, что Эдуард Бордуков просто умеет писать, а не только вкладывать в уста персонажей реплики, которые объясняли бы развитие сюжета (чем грешат многие современные сценаристы). Каждая сцена, каждый кадр наполнены смыслом и играют свою понятную и необходимую роль, а не тянут хронометраж.

Кадр из фильма "Коробка".

Очень хороша операторская работа Павла Емелина. Пожалуй, именно так и надо снимать динамичные спортивные сцены: красивыми косыми ракурсами, как в комиксах. Саундтрек «Коробки» хочется скачать сразу после просмотра. Здесь Noize MC и L’One, и «Kurara» Олега Ягодина, и треки «Смысловых галлюцинаций» поданы органично: они не давят на психику зрителя и не пересказывают сюжет, а умело дополняют его.

Ну, а главное достоинство картины: в ней нет никаких феерических расстановок точек над  “ i ”, никаких окончательных ответов. Вам не рассказывают, что такое хорошо и что такое  хорошо и плохо, а показывают «энциклопедию русской жизни» начала 21 века. Давать оценки и извлекать выводы – уже дело зрителя.

«Коробка»/ Россия, 2015 г., 103 мин. Режиссер: Эдуард Бордуков. В ролях: Сергей Романович, Сергей Подольный, Кирилл Дегтярь, Георгий Соскин, Степан Тавризян, Руслан Нигматуллин. В прокате с 7 апреля («25th Floor Film»)

Материалы по теме

  • Рецензия: «День выборов 2» от «Квартета И»

    18 февраля 2016 / Дмитрий Осташевский

    Продолжение комедии десятилетней давности, лучшее в которой – повторы старых шуток.

    Комментировать
  • Рецензия: «Тряпичный союз» Михаила Местецкого

    04 марта 2016 / Ирина Любарская

    Дебютный режиссерский полный метр титулованного сценариста, напомнивший «Идиотов» Триера и «Шапито-шоу» Лобана.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus