Рецензия: «Люси»

Рецензия: «Люси»
Кадр из фильма «Люси»

Самое забавное, что встреча с фильмом, где все крутится вокруг мозга и его использования по максимуму, лучше всего пройдет у тех зрителей, которые отключат свой интеллект полностью. «Люси» Люка Бессона лучше воспринимать, практически ничего не зная о науке и убрав подальше инструменты критического анализа.

Имя главной героини, Люси, подобрано так, чтобы англоязычный зритель уловил схожесть со словом “lucid” – что значит в переводе «ясный», «прозрачный», «понятный». В то же время это и отсылка к классическому гимну радостям ЛСД от The Beatles, “Lucy In The Sky With Diamonds”. Были в ней и строчки «Кто-то зовет тебя, ты отвечаешь довольно медленно, девочка с глазами-калейдоскопами». А теперь внимательно вглядитесь в очи Скарлетт Йоханссон на постере к фильму. Они обещают и небеса, и алмазы. И, в общем, доставляют обещанное.

Сюжетная завязка, согласно которой Люси, ставшая против своей воли по сюжету наркокурьершей, открывает в себе суперспособности по мере того, как наркотик все больше проникает в ее организм, окончательно развязывает руки режиссеру Бессону. Он ударяется в деконструкцию жанров экшена и научной фантастики. Большинство сцен перестрелок здесь оказываются ненужными, а рукопашных битв нет и вовсе – Люси выходит из всех схваток победительницей, не шевельнув и пальцем.

Интересно и то, что наркотик, который вызвал такую реакцию в мозге Люси – это синтез некоего вещества, которое вырабатывают будущие матери на какой-то недели беременности. В фильме у Бессона снова на первом плане - женщина, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, и много чего еще сделает. И все это благодаря именно женской силе. Здесь, в пост-матричном матриархате, безликие криминальные самцы азиатской и европейской внешности просто блекнут перед благословенной Люси, периодически озвучивая неуверенность в своей нужности. Фатальная Люси же с двух рук пользуется как ноутбуками, так и огнестрельным оружием - и это только начало.

Важно здесь и то, что в заглавной роли действует Йоханссон, для которой предыдущие роли в фильмографии стали как будто мягким трамплином для дивы «Люси»: и инопланетное существо из «Побудь в моей шкуре», и операционная система из фильма «Она». И что уж говорить, превращение в вездесущий компьютер Скарлетт удается в мириады разов лучше и интереснее, чем Джонни Деппу в недавней кинопосредственности «Превосходство». Спросите хоть у Моргана Фримена, наблюдавшего за процессом в обоих фильмах.

Однако Бессону в какой-то момент надоедает и воспевать Скарлет посредством камеры, рапида и академического саундтрека Эрика Серра. Когда процент используемого Люси мозга (неумолимо отслеживаемый крупными белыми цифрами на черном фоне) приближается к максимуму, Бессон готовит квантовый скачок галопом по эпохам, полет снаружи всех измерений и оборачивается чуть ли не Терренсом Маликом. Зритель к этому моменту уже готов ко всему (или точнее, не готов ни к чему), поэтому любые динозавры или полноценная космическая одиссея на удивление логично смотрятся в фильме, стартовавшем с позиций криминального экшена. Сдается мне, Тотошка, мы уже не в Канзасе.

Бессон здесь, подобно собственной героине, хочет убежать не только за пределы жанров, но и за рамки своей собственной фильмографии. На какой-то момент даже кажется, что это ему удалось. Возможно, обманчиво. Но наблюдать за этим процессом не менее увлекательно, как и за иллюзионистом, лежащем в мешке на дне реки, освобождающемся от наручников. Естественно, как в случае с любой иллюзией, здесь велика доля обмана и многое зависит от наличия желания верить гуттаперчевому визионеру за кадром. Вопросы к нему все еще остаются (например, почему мозг человека, включенный на максимум, все еще интересуется столь низменными вопросами мести, насилия и кровавых убийств?). Но за эволюцией амбиций Бессона в любом случае наблюдать любо-дорого.

«Люси» (Lucy). Франция, 2014, 89 мин. Реж. Люк Бессон. В ролях: Скарлетт Йоханссон, Морган Фримен, Чхве Мин Сик, Амр Вакел, Джулиан Райнд-Татт, Йохан Филип Асбек, Анали Типтон. В прокате с 11 сентября (UPI).

Материалы по теме

  • Режиссер «Заложницы» сделает «Телохранителя киллера»

    16 августа 2012 / Илья Кувшинов

    Новая лента Пьера Мореля расскажет об агенте, который должен сопроводить наемного убийцу в суд в Гааге для дачи показаний.

    Комментировать
  • Брюс Уиллис находит неприятности в финальном трейлере «Крепкого орешка: Хороший день, чтобы умереть»

    02 января 2013 / Денис Данилов

    Куда бы ни отправился Джон МакКлейн, он везде натыкается на террористов.

    Комментировать
  • Рецензия: «Жги!» Кирилла Плетнева

    07 декабря 2017 / Александр Фолин

    Полнометражный режиссерский дебют актера Кирилла Плетнева — о том, что «жизнь невозможно повернуть назад». Даже если казалось, что получится.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus