Рецензия: «Ма Ма» с Пенелопой Крус

Рецензия: «Ма Ма» с Пенелопой Крус
Кадр из фильма «Ма Ма»

О фильме Хулио МедемаКомната в Риме», «Люсия и секс») хочется говорить, забегая вперед. Именно этот прием использует он в своей новой работе, озвучивая кадры будущего диалогом из настоящего. «Ма Ма» имеет все шансы стать опус магнум в фильмографии художника, умеющего не вписать, но разглядеть магию в быту простых вещей и истин.

Психологические эскизы и философские вопросы на фоне поэтики и эротики, красоты пейзажей и человеческих тел, литературное и художественное, телесное и духовное, живое и мертвое — все, что было посеяно в предыдущих работах Медема, — в «Ма Ма» распустилось буйным цветом. Недаром семя — будь то цветы, раковые клетки или зародыш — стало одним из образов фильма.

Медем более не экспериментирует, он уже знает ответ. Его спокойная уверенность, быть может, и стала решающим фактором, склонившим Пенелопу Крус согласиться на главную и, по сути, единственную женскую роль в картине. Внезапно нагрянувший кризис лишил ее героиню Магду работы, молоденькая блондинка увела мужа-философа, а неизвестно откуда взявшаяся опухоль грозит отнять грудь (по-испански — mama).

Героиня умоляет врача в исполнении Асьера Эчеандиа13 роз», «Секс, вечеринки и ложь») сохранить хотя бы сосок, ведь иначе, как ей кажется, она перестанет быть женщиной. Но взамен груди Магда неожиданно получит шанс на новую жизнь вместе с любимым сыном Дани и возникшим на их пути Артуро (Луис Тосар). Сам он, переживший смерть жены и дочери,  рядом с Магдой тоже приобретает надежду, если не на счастье, то на покой.

Кадр из фильма «Ма Ма»

«Одно и то же в нас живое и мертвое… ведь это, изменившись, есть то, и обратно…» — эта мысль древнего философа Гераклита пронизывает фильм, в котором режиссер пытается уловить момент «оборотности», одновременного присутствия одного в другом. «Ма Ма» — это попытка найти и передать силами визуального искусства эквивалент незримого — сплетения жизни и смерти. Неслучайно в фильме возникает упоминание национального героя Испании Эль Сида, мертвое тело которого жена усадила на коня, чтобы поддержать боевой дух армии перед битвой.

Завершая свою жизнь, Магда решится выносить в себе новую. На экране младенец будет лежать на груди у замершей навсегда с блаженной улыбкой матери. Этот кадр отсылает к финалу другой картины Медема «Любовники полярного круга». Оттуда же привнесена тема превалирующего белого цвета: стерильность больницы и дома героини, ее бледное из-за болезни лицо, белый конверт с вестью о близкой смерти (результатами анализов) и заснеженная Сибирь (как поэтическая квинтэссенция холода)...

Кадр из фильма «Ма Ма»

Расцвечивает бесцветное блистательная актерская работа Пенелопы Крус. В ней вся палитра — гнев, страх, отчаяние и безграничное счастье. Все на лице, где крупным планом видна искусность не гримеров, а актрисы, которая не боится предстать в невыгодном ракурсе. 

Одной еще нет — не рождена, другой — почти не осталось, но обе живы. Своей будущей дочери Магда записывает видеомонолог, ведь иначе она никогда не увидит маму. Переплетенные здесь и сейчас, они тем не менее разорваны во времени. Между двумя жизнями пролегла смерть — как пробел между двумя слогами первого в жизни каждого человека слова.

Кадр из фильма «Ма Ма»

Фильм о смерти Хулио Медем сочинил и исполнил как гимн жизни. В нем не клянчат и не тратят понапрасну слез и слов, ждут не сочувствия, но сопереживания. А главное, здесь не боятся говорить о том, от чего частенько морщатся, называя банальным. «Ма Ма» — это путь от «В этой жизни умирать не ново…» до «Нет, весь я не умру». Это дорога от затемнения к свету.

Ма Ма (Ma ma) / A-One Films / Испания-Франция / Режиссер: Хулио Медем / В ролях: Сильвия Абаскаль, Алекс Брендемюль, Elena Carranza, Пенелопа Крус, Nicolás De Vicente, Асьер Эчеандиа, Anna Jiménez, Javier Martos, Anabel Maurín, Тео Планель, Луис Тосар. В прокате с 3 декабря

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus