Рецензия на фильм «Цезарь должен умереть»

Рецензия на фильм «Цезарь должен умереть»

Этот материал был опубликован в пятом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».Паоло и Витторио Тавиани, которым уже за 80, всегда представляли средний, спокойный пласт европейского кино. Давние любимцы фестивалей последние полвека стояли особняком от любых течений и моды. У них не было моментов тотального международного обожания, как у их старших соотечественников — Феллини, Антониони или Висконти. Они не представляли никаких стилей, как бы выражая отсутствие единого направления современного итальянского кино. Зрители, которые не знакомы с их предыдущими работами, вполне могут решить, что режиссеры с большим опозданием обратились к реалити-кино, но на самом деле они часто заигрывали с «жизнью», настолько оно местами казалось «непостановочным».

«Цезарь должен умереть» открывается сценой, в которой заключенные римской тюрьмы строгого режима Ребиббия раскланиваются перед публикой. Эпизоды с премьерой сделаны в цвете, в отличие от черно-белых репетиций и кастинга, а скованность непрофессиональных актеров только подчеркивает сдерживаемые страсти, кипящие во время работы над пьесой. Сначала режиссер просит «актеров» рассказать о себе, но при разных обстоятельствах. То они должны представить, что прощаются с родными, утирая слезы, то вести себя агрессивно, как при допросе. Сопровождающие кастинг титры дают нам информацию о зэках: один получил несколько месяцев за торговлю наркотиками, другие — пожизненное за убийства. Но перед камерой они все — настоящие актеры.Тот же шок испытал и герой Вуди Аллена в недавних «Римских приключениях»: в Италии каждый первый — Марчелло Мастроянни или, на худой конец, Роберто Бениньи, каждый второй — Карузо. Конечно, Тавиани пожертвовали линиями Порции и Кальпурнии, но в данном случае это неважно: все равно мы смотрим не всю пьесу целиком, а читку некоторых сцен и фрагменты постановки.
Братья Тавиани явно не хотят навязывать зрителям революционные мысли. Нет, участие в постановке Шекспира не откроет глаза «актерам», не приведет к бунту, самоубийствам или другим формам, выражающим прозрение. В этом мире нет резких движений и крайних эмоций. Разве что один из них вернется после представления и обреченно скажет: «Вот только теперь мне кажется, что я сижу в тюрьме». А двое переведут текст Шекспира на свои непростые отношения и пойдут их выяснять, но не перед камерой. Тавиани как будто дают зрителям самим домыслить, как искусство меняет преступников, и совсем не претендуют на эпическое высказывание. Фильм длится всего 1 час 16 минут, и это скорее одолжение зрителям, чем недостаток: все, что мы должны понять, не нуждается в тщательном разжевывании. И первые зрители поняли все правильно: Тавиани получили «Золотого медведя», главный приз последнего Берлинского фестиваля. Наплевать на модные тенденции и громкие фильмы с кинозвездами, — как будто сказало нам жюри, — давайте отметим скромное качество и отношение к кино как к неспешному процессу, а не как к шоу на полтора часа, после которого не о чем подумать и поспорить.

Материалы по теме

  • Питер Джексон отреагировал на критику десяти минут «Хоббита»

    28 апреля 2012 / Илья Кувшинов

    Режиссер считает, что публика еще не готова к тому, чтобы испытать технологию будущего – съемку на скорости 48 кадров в секунду – а отрывки, продемонстрированные несколько дней назад на выставке CinemaCon, были еще не завершены.

    Комментировать
  • ЭКСКЛЮЗИВ: Денди лондонский — Джуд Лоу о бесполезных актерских навыках, уважении к русским и скучности «Оскара»

    08 января 2013 / Заира Озова

    Красавчик Джуд Лоу воспитывает четверых детей, ежегодно занимает первые места во всевозможных списках самых сексуальных мужчин из ныне живущих, снимается у Мартина Скорсезе и Гая Ричи, а на досуге почитывает русскую классику. Так, для удовольствия. Чем знаменитому британцу так приглянулась Россия, для чего он учился играть на саксофоне и что сделает с «Оскаром», если получит его, Джуд рассказал специальному корреспонденту THR.

    Комментировать
  • Венеция 2015. «Девушка из Дании» Тома Хупера и «Равные» Дрейка Доримуса

    07 сентября 2015 / Александра Суздалева

    Тема, актуальная в современном мире, и напасти человечества в далеком будущем.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора