Рецензия на фильм «Охотник»

Рецензия на фильм «Охотник»

Профессиональному охотнику Мартину Дэвиду (Уиллем Дефо) заказчики из таинственной военной корпорации поручают секретную миссию: Мартин должен разыскать на острове Тасмания последнего сумчатого волка (он же, как бы странно это ни звучало, тасманийский тигр), взять образцы шерсти и крови, после чего уничтожить несчастного зверя, чтобы тот не достался конкурентам. Тигр (больше похожий на крупную полосатую гиену) считается давно истребленным, но последний представитель исчезнувшего вида, по секретным донесениям, якобы еще бродит где-то в лесах Тасмании. Под видом университетского профессора Мартин селится в доме своего предшественника Армстронга, без вести пропавшего в живописной глуши. Местные встречают псевдоученого недружелюбно: ведь именно из-за Армстронга и других «зеленых» власти должны вот-вот запретить добычу леса, оставив коренных жителей без работы...

Уиллем Дефо и Сэм Нил
Первые кадры «Охотника» – голый Уиллем Дефо в ванне парижского отеля, женская оперная ария, звучащая из iPod, – мгновенно вызывают в памяти начало «Антихриста» Ларса фон Триера. А уж когда действие переносится в так похожую на триеровскую лесную избушку, начинаешь с тревогой ожидать, что злополучный тигр, которого Мартин, без сомнения, рано или поздно отыщет в тасманийской чаще, при встрече заявит охотнику человеческим голосом: «Хаос правит!» Впрочем, аллюзий – осознанных или случайных – здесь куда больше: можно вспомнить и франшизу «Чужой» (где все зло точно так же исходило из недр мегакорпорации, мечтавшей заполучить образцы ДНК для клонирования), и недавнюю «Схватку» с Лиамом Нисоном, и «Соломенных псов» Сэма Пекинпа, и даже «Моби Дика», в котором погоня за неистовым животным была очевидной метафорой богоборчества. Весь этот хаотичный ворох ассоциаций можно было бы, наверное, списать на излишнюю образованность критиков, но сюжетов, которые создатели фильма попытались вместить в один фильм, и правда слишком много.
«Охотник» – это одновременно и триллер о борьбе человека с вечными силами природы, и семейная драма, и запутанный детектив. Вот только ни одна из этих сюжетных линий, к сожалению, так и не проработана создателями фильма до конца. Здесь, наверное, стоит вспомнить о том, что «Охотник» поставлен не по оригинальному сценарию, а по адаптированному. И, пожалуй, главное, что оставляет после себя просмотр фильма, – это желание прочитать книгу (увы, пока не переведенную на русский язык). Возможно, из одноименного романа, написанного в 1999 году Джулией Ли, режиссером и сценаристом нашумевшей в Каннах «Спящей красавицы», можно было бы доподлинно узнать, со злого ли умысла Джек Минди, персонаж Сэма Нила, закармливал несчастную вдову таблетками; почему заказчики решили именно так обойтись с удачливым охотником и отчего сам Мартин, вместо того чтобы передать найденного сумчатого в ближайший зоопарк (не стоит забывать, что нашедшему тасманийского тигра обещана премия в 1,5 млн долларов), поступил так, как поступил. В фильме, к сожалению, ни на один из этих вопросов не дается внятного ответа.
К счастью, «Охотник» (снятый, кстати говоря, при поддержке правительства Австралии) можно смотреть и просто как cinema d’image – видовое кино, в котором красоты тасманийской природы и возможность посмотреть на исчезнувшего в реальности сумчатого играют центральную роль, а сюжет как таковой – вторичен. Вдобавок постоянное присутствие в кадре фактурного Уиллема Дефо может скрасить даже самый неудачный сценарий. Благодаря его великолепной работе довольно невнятная история превращается в мистический рассказ о тотальном одиночестве человека, бредущего среди беспредельных просторов первозданной чащи и вопреки всему надеющегося на благополучный исход.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Навязчивые ритмы»

    02 июня 2014 / Рубен Седракян

    Фанни Ардан сняла не самую качественную, но довольно брутальную и чувственную мелодраму, рассчитанную на фестивального зрителя.

    Комментировать
  • Закончились съемки центральной новеллы «Елок 1914»

    01 июля 2014 / Редакция THR Russia

    Главные роли исполнили Сергей Светлаков и Иван Ургант. Режиссером выступил Тимур Бекмамбетов.

    Комментировать
  • Письмо редактора: Экран для героя

    19 июня 2015 / Редакция THR Russia

    Героизм и одиночество Колина Фаррелла, целеустремленность Арнольда Шварценеггера, викторианская романтика Кэри Маллиган, остроумие Саймона Пегга, крутизна Тома Круза, финансовые аппетиты Леонардо ДиКаприо, Анджелины Джоли, Роберта Дауни-мл. и других актеров, правила звездного инстаграма, гид по Московскому кинофестивалю, семейный вклад Максима Матвеева и Елизаветы Боярской, несыгранные роли Ирины Гриневой и многое другое — в июльском номере The Hollywood Reporter Russian Edition.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus