Рецензия: «Не в себе» Стивена Содерберга

Рецензия: «Не в себе» Стивена Содерберга
Кадр из фильма «Не в себе»

Сойер Валентини (англичанка Клер Фой, неуловимо похожая на Кристен Стюарт) недавно устроилась на офисную должность в Филадельфии. Она ест здоровую пищу, созванивается с мамой и получает похвалы от босса – в общем, ведет правильный образ жизни. Но за маской благополучия скрываются надрыв и постоянных страх. Сойер не просто так уехала из родного Бостона – она сбежала от назойливого ухажера Дэвида, который до сих пор везде ей мерещится. В поисках психологической помощи Сойер записывается на сеанс в клинику, где и начинается настоящий кафкианский кошмар: у девушки отбирают телефон и одежду, а саму ее помещают в стационар, сначала на сутки, а затем на семь дней, «чтобы она себе не навредила». Пока в общей палате ее донимает гопница с дредлоками (Джуно Темпл), Сойер к своему ужасу узнает в одном из медбратьев Дэвида (Джошуа Леонард). Вот только он ее видит впервые, да и имя на бейдже у него другое. Может быть, она и правда сходит с ума?

Одержимый новыми технологиями режиссер-трудоголик Стивен Содерберг пытался обмануть своим мнимым уходом на пенсию разве что себя самого. Вторым фильмом после его возвращения стал «Не в себе», снятый на седьмой айфон в новом для режиссера жанре «хоррор». Хотя, строго говоря, хоррором его назвать, нельзя – скорее, это параноидальный триллер. Вот только, к сожалению, для этого режиссера не существует обычного жанрового кино.

Кадр из фильма «Не в себе»

В большинство фильмов, снятых им в XXI веке, Содерберг умудрялся вставить глобальное высказывание про пороки общества и экзистенциальные проблемы. В картине про эпидемию «Заражение» он доходчиво объяснял, что интернет-СМИ и блогеры могут быть заразой пострашнее любой чумы. В «Девушке по вызову» с бывшей порно-звездой Сашей Грей в первой серьезной роли режиссер сравнивал эскорт-услуги с работой биржевых маклеров и показывал, что в кризисе находится не столько экономика, сколько человеческие отношения. Триллер «Побочные эффекты» смешивал, но не взбалтывал хичкоковскую интригу и осуждение фармацевтических компаний. Исключение, пожалуй, может составить только технически безупречная и холодная как рыба трилогия про друзей Оушена и на удивление симпатичный и человечный для режиссера фильм про ограбление «Удача Логана».

«Не в себе», увы, таким исключением не является. И тут в попытке сказать сразу несколько вещей Содерберг промахивается и с грохотом падает меж двух стульев. С одной стороны, ему интересна теория заговора про частные клиники, высасывающие деньги из страхового полиса своих клиентов поневоле. Надо отметить, удушливый саспенс удается ему вполне неплохо. Однако во второй части фильма Содерберг берется за тему сталкинга, обыгранную во множестве триллеров, и заставляет бегать по пустому коридору перепуганную девушку. И тут даже слабовидящему бросается в глаза, что эта беготня режиссеру не так уж близка. Во всяком случае, разговор сталкера Дэвида и напуганной Сойер в одиночной палате завораживает его намного больше.

Кадр из фильма «Не в себе»

Интеллектуальная нагрузка не то чтобы вообще не свойственна хоррорам и триллерам, но по большей части им мешает. Содерберг вспоминает про это уже к финальной четверти фильма, когда снятая через синий фильтр погоня по ночному лесу должна хоть как-то растормошить зрителя. Достаточно вспомнить честные жанровые экзерцисы «В постели с врагом», «Когда звонит незнакомец», «Кома» или «Мизери», которую Содерберг, кстати, цитирует в финале, чтобы понять, насколько «Не в себе» им проигрывает, в том числе из-за манеры съемки. В конце концов, каждый год выходит множество фильмов про преследующего девушку маньяка, снятых на такой же телефон, только, конечно, в разы менее профессионально.

Как известно из школьной программы, от ума бывает горе, и здесь, похоже, как раз тот самый случай. И все же нельзя не снять шляпу перед Содербергом за его желание все время пробовать что-то новое, пусть и не всегда удачное.

«Не в себе» в российском прокате с 29 марта.

Материалы по теме

  • Стивен Содерберг снимает фильм на iPhone

    19 июля 2017 / Редакция THR Russia

    Стивен Содерберг: «Взять сценарий, iPhone и начать снимать. Серьезно».

    Комментировать
  • «Не в себе»: трейлер нового фильма Стивена Содерберга

    30 января 2018 / Редакция THR Russia

    Сталкеры, психлечебница и игра с реальностью – все это режиссер снял на айфон.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора