Рецензия: «Норвег» с Евгением Мироновым

Рецензия: «Норвег» с Евгением Мироновым
Кадр из фильма «Норвег»

Режиссер и сценарист Алена ЗванцоваНебесный суд», «Я остаюсь») продолжает с успехом использовать великолепный МХАТовский звездный материал и птенцов Табаковских. На этот раз очередь дошла до Евгения МироноваВ августе 44-го»,  «Мусульманин»).

Его герой – Кириллов –  собирается оставить маленький московский бизнес, который он ведет вместе с бывшей любимой женой Аней (Ксения Раппопорт), и, вступив в брак с карикатурной Брунхильдой (Северия Янушаускайте), эмигрировать в Норвегию. Как снег на голову сваливается на него бригада азиатских уборщиц-нелегалок, которых он теперь должен «вести» в смысле трудоустройства и скрывать от невесты...

Получилась озорная смесь «Бьютифул» Иньярриту, какой-нибудь комедии положений про свадьбу и «Белого солнца пустыни» Мотыля. С «Горько!», кстати, картину роднит и оператор Дмитрий Грибанов, который на этот раз не только снимал, но и сыграл настоящего норвега в небольшом эпизоде. А «Госпожа удача» и впрямь начинает звучать с середины фильма в особенно тяжелые для героя минуты.

Конечно, в год Бродского сложно было пройти мимо его фигуры, в российском фильме невозможно обойтись без мудрого поэта-милиционера, и уж совсем никак - без еврейского вопроса («Да не еврей я» – «Тогда трешка с тебя»). Восток дело тонкое и жуликоватое, Запад – дело точное, верное и бредово толерантное.

Две истории про бегство – гастарбайтерш и самого Кириллова  – прозрачно запараллелены. Все стремятся на Запад. Но если для женщины из Киргизии прекрасное далеко – это Москва, то для мятущегося лирика с непригодившимся образованием физика  – Норвегия, которая так никогда и не станет реальной.

Хотя мораль легко считывается уже в первые полчаса, картина заметно отличается и от многочисленных комедий про гастарбайтеров в стиле «Нашей Russia», и от серьезного артхауса вроде «Побега из Москвабада» Дарьи Полторацкой, который крутили на «Окне в Европу» вместе с «Норвегом».

Попытка поговорить о привычных вещах новым языком всегда интересна. Пару лет назад Инъярриту придумал снять фильм на близкую тему в жанре мистического реализма. Алена Званцова сделала ставки на романтическую комедию.

И получилось хорошо. То ли от щемящей серьезности финала, которая ложится на разнеженную за первый час ромкомом душу,  то ли из-за невероятной полифонии множества наболевших тем, которые фильм затрагивает с иронией и жалостью. То ли из-за того, что половину гарема играют настоящие гастарбайтерши. А может, просто у крепкой команды талантливых профессионалов получился хороший фильм – что не так уж и удивительно.


 

«Норвег» / Россия, 2015 г, 148 мин. Режиссер: Алена Званцова. В ролях: Евгений Миронов, Северия Янушаускайте, Дмитрий Марьянов, Ксения Раппопорт, Роза Хайруллина, Ян Гэ, Сабина Ахмедова, Ольга Мукукенова, Мээрикан Мирзалиева, Ализа Абдиева. В прокате с 17 декабря (Cinema Prestige)

Материалы по теме

  • Евгений Миронов бросил вызов Ингеборге Дапкунайте в рамках Ice Bucket Challenge

    04 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Эстафету он принял от Чулпан Хаматовой. К выполнению задания актер подошел творчески, превратив его в небольшой спектакль.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора