Рецензия: «Новая эра Z» с Джеммой Артертон и Гленн Клоуз

Рецензия: «Новая эра Z» с Джеммой Артертон и Гленн Клоуз
Кадр из фильма "Новая эра Z".

Уже десяток лет на земле свирепствует зомби-эпидемия. Пока по миру носятся полчища, как их называют в фильме, «голодных», на военной базе ученые ставят эксперименты над детьми озверевших каннибалов, прикрученных к креслам словно маленькие Ганнибалы Лекторы. Внешне детишки выглядят вполне мило и безобидно, но попробуйте только поднести к их лицу руку — вы ее тотчас лишитесь. Главная героиня Мелани (замечательный дебют чернокожей Сении Нануа) отличается от остальных зомбодеток острым умом, тягой к человеческому теплу (в самом безобидном смысле) и желанием заводить друзей. Ей представится такой шанс, когда оборона базы падет, и она спасется бегством в одном грузовике с сержантом Парксом (Пэдди Консидайн), врачом Колдуэлл (Гленн Клоуз), доброй учительницей Хелен (Джемма Артертон) и парой солдат. Конечно, поначалу, кроме Хелен, ей никто не доверяет, а доктор и вовсе хочет покопаться в ее мозгах для изготовления антивируса, но Мелани умеет очаровать своей детской непосредственностью. Кроме того, беглецам нужно проложить маршрут до другой базы, а так как безмозглые зомби не стремятся растерзать своего сообразительного потомка, девочка может без помех проводить рекогносцировку на улицах живописно заросшего Лондона и докладывать о результатах людям по рации. А когда ей очень захочется есть, на худой конец можно найти кошку.

Режиссер Колм МакКарти (сериалы «Острые козырьки» и «Шерлок») сделал из романа Майка Кэри «Дары Пандоры» по его же сценарию динамичный и неглупый триллер с хорошими актерскими работами и отличным саудтреком композитора Кристобаля Тапия де Веера. При этом, как и лучшие представители зомби-жанра, начиная с «Ночи живых мертвецов», фильм рассказывает все-таки про людей. Ассоциации с «28 днями спустя» лежат на поверхности – тот же заброшенный Лондон, те же реактивные зомби, та же меланхолия напополам с тревогой – но более уместно будет вспомнить роман Ричарда Мэтисона «Я – легенда», переживший 3 экранизации. Кэри допустил интересную смену перспективы: у него не последний человек в мире чудовищ понимает, что главное чудовище – это он сам. Теперь уже само «чудовище» смотрит на людей, уничтожающих ему подобных, и задается вопросом, имеют ли они на это право. Может быть, стоит развеять споры над всем видимым миром, чтобы никаких людей не осталось?

Есть соблазн увидеть в этом своеобразное предупреждение Европе, которую захлестывает поток беженцев, однако, если не касаться политических аллегорий и не сравнивать эмигрантов с «голодными», становится очевиден совсем другой посыл — экологический. В конце концов человечество изводят не зомби или вампиры, а разлетевшаяся по воздуху пыльца, то есть сама природа, уставшая от постоянных издевательств. Возможно, другой биологический вид, пришедший людям на смену, поначалу может показаться не очень симпатичным, но благодаря педагогическому дару Хелен, готовой делиться с ними знаниями и в новых условиях, может быть, для них не все потеряно. И вообще хорошо, что нам ненавязчиво напомнили, что смерть неизбежна и с этим надо смириться. Иногда такую простую мысль лучше всего подать в формате фильма про зомби.

«Новая эра Z» (The Girl with all the Gifts) / США. 2016 г., 111 мин. Режиссер: Колм МакКарти. В ролях: Джемма Артертон, Гленн Клоуз, Пэдди Консидайн, Сенниа Нануа. В прокате с 13 октября («Экспонента»).

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus