Рецензия: «Новая подружка» Франсуа Озона

Рецензия: «Новая подружка» Франсуа Озона
Кадр из фильма «Новая подружка»

Этот фильм - киноадаптация романа Рут Ренделл «Друг, который желает вам добра», опубликованного в 1985 году. По словам Франсуа Озона, желание экранизировать произведение возникло у него еще во время съемок «Летнего платья», лет двадцать назад. Но экранизировал произведение режиссер в наше время, конечно же, не случайно. К этому его подтолкнула всеобщая атмосфера во Франции, демонстрации и марши протеста, вызванные законом об однополых браках.

Для Озона его фильм говорит в первую очередь о свободе, о свободе выбора. Главные герои фильма, Клер (Анаис Демустье) и Давид (Ромен Дюрис), каждый со своей стороны никак не могут решиться выбрать ту жизнь, о которой они в тайне мечтают. Привнесенная в сценарий Франсуа Озоном завязка фильма, смерть лучшей подруги Клер и жены Давида Лоры, сталкивает обоих героев с очевидной дилеммой — пойти на поводу у скрытых желаний или оставить все как есть.

Для Клер Лора была смыслом всей ее жизни. С ее смертью девушка потеряла жизненные ориентиры и впала в депрессию. Давид же, всегда мечтавший одеваться в женскую одежду, нарушил табу и стал это делать в тайне от всех, у себя дома, оправдывая это тем, что их с Лорой маленькому ребенку нужно женское присутствие.

Так между Клер и Давидом появляется третий персонаж, Виржиния. Она призвана вначале заполнить потерю подруги и жены. Но в конце концов приобретает отдельный статус, олицетворяющий собой ту самую свободу жить своей жизнью.

Трансвестизм, непреодолимое желание принять образ другого пола, в искусстве присутствует со времен древних ритуальных поклонений богам. Это распространенный фольклорный мотив, ассоциируемый с карнавалом, комедией, театром, цирком. Комедия положений не существует без переодевания мужчины в женщину и vice versa. Кинематограф использовал тему подмены с самого своего рождения.

Великой русский актер Иван Мозжухин в немом фильме «Домик в Коломне» сыграл бравого офицера, переодевшегося в кухарку, чтобы устроиться на работу в дом своей возлюбленной. Как и безработные музыканты в поисках работы, персонажи Джека Леммона и Тони Кертиса в фильме «В джазе только девушки» вынуждены надеть шелковые чулки и высокие каблуки. Такое же несчастье постигло безработного актера Майкла Дорси (Дастин Хофман), для получения роли переодевающегося в Дороти Майклс.

Все эти трансвеститы поневоле призваны акцентировать уровень отчаянья, постигшего их и подтолкнувшего на переодевание. Этим шагом мужчины демонстрируют, что готовы на все, чтобы добиться материального благополучия, любви, а иногда - и того и другого. По достижении своих целей они возвращаются к своему естественному состоянию.

Персонажи Франсуа Озона, расстроенные потерей Лоры, каждый по-своему выходят за рамки общепринятой в буржуазной среде морали. Перейдя красную черту, они призывают зрителя сочувствовать и соучаствовать им.

Физическое отсутствие Лоры провоцирует переход героев из замещения потребности на замещение объекта. Героиня Виктории Абриль в фильме «Высокие каблуки» Педро Альмодовара так же путем замещения образа отсутствующей матери влюбляется в трансвестита (Мигель Бозе), играющего на сцене ее мать. Но персонаж Бозе неоднозначен по сути, он так же переодевается в женскую одежду поневоле, будучи полицейским, ведущим расследование.

У всех вышеперечисленных персонажей, несмотря на парик и женскую юбку, мужского обаяния хоть отбавляй, чего не скажешь о персонаже Ромена Дюриса. Его герой жалок и вызывает смешанные чувства. С одной стороны, сострадание, с другой - не очень-то верится в сексуальное притяжение между героями Клер и Давида. Тем более муж Клер, Жиль, сыгранный Рафаэлем Персоназом - герой без изъянов, муж, о котором многие женщины могли бы мечтать, и именно он становиться основной жертвой обмана.

Травестизм до сегодняшнего дня успешно ассоциировался с андеграундной артистичной средой, маргиналами, безработными, атмосферой декаданса. Но персонажи Озона не имеют материальных проблем, они обитают в благополучной конформистской среде, герои живут в больших комфортабельных домах, с зеленой лужайкой перед домом. По желанию берут отпуск на работе или бросают работу вовсе, так как богатые родители жены готовы помогать материально.

И это все выглядит условной Францией, вымышленной, причесанной и отфотошопленной, так как Франция сегодня задыхается под тяжестью кризиса. В сегодняшней Франции не бросают прекрасных мужей, получивших повышение на работе.

Конечно, Франсуа Озон - это не братья Дарденн, от него не стоит ожидать воинственного мокьюментари о несчастных уволенных рабочих. Режиссер всегда создает свой собственный мир, весьма отдаленно напоминающий мир реальный, а выбор актеров у него всегда великолепен.

В фильме «Новая подружка» Озон еще раз показал свое зрелое мастерство. Сложно найти объяснение странному чувству по окончании просмотра фильма: как будто ты подсмотрел в замочную скважину красивое, но необъяснимое, а в каком-то роде даже парадоксальное явление природы.

«Новая подружка» (Une nouvelle amie) / Франция, 2014 г., 105 мин. Режиссер: Франсуа Озон. В ролях: Ромен Дюрис, Анаис Демустье, Рафаэль Персонас, Изильд Ле Беско, Аврора Клеман, Жан-Клод Боль-Редда, Клодин Чатель. В прокате с 13 ноября («A-One Films», «Наше Кино»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus