Рецензия: «Оно» по Стивену Кингу

Рецензия: «Оно» по Стивену Кингу
Кадр из фильма «Оно»

В один из серых ливневых дней, что могут висеть над восточным побережьем неделями, брат Билла Денбро (Джейден Либерер) Джордж не вернулся с прогулки, став отправной точкой в серии мистических исчезновений детей, развернувшихся в захолустном городке Дерри. Спустя восемь месяцев очередная нерасследованная пропажа и карма лузера сводят Билла с шестью местными изгоями. Помимо общего ненавистного врага – задиры Генри Бауэрса (Николас Хэмилтон) – «Клуб неудачников» объединяет и нечто большее: всех их, так или иначе, преследует зубастый клоун Пеннивайз (Билл Скарсгард), принимающий форму их самых заветных кошмаров.

С подобных фильмов, особенно если они длятся более двух часов, зрителей принято выносить вперед ногами в двух случаях: либо из-за скуки, либо по причине обморока. Стивен Кинг, очевидно, предпочел бы второй вариант, но с категорией «ужасного» экранизациям писателя исторически не везло. Долгострой по одному из самых известных его романов тоже незаметно утрачивал привлекательность по мере того, как проект покидали все более именитые постановщики (среди них братья Даффер и Кэри Фукунага). Во многом поэтому то, что вышло в итоге у малоизвестного аргентинца Андреса Мускетти, кажется, не ожидал никто.

После провальной «Темной башни» и прошедших незамеченными сериалов («Мгла» и «Мистер Мерседес») визионерское, вдумчивое и по-настоящему впечатляющее «Оно» с лихвой оправдывает статус-фамилию писателя. Такую историю вполне мог рассказать Спилберг, будь он фанатом Лавкрафта, или снять дель Торо, если бы в свое время взялся за «Гарри Поттера» – недаром сказочный мексиканец продюсировал первый фильм Мускетти. При просмотре на ум поочередно приходят и Байона с «Приютом», и Аменабар с «Другими». Однако оставим в стороне вопрос, почему самые жуткие хорроры в XXI веке неизменно снимают испаноязычные режиссеры. В «Оно» еще много от неумелой сбивчивости новичка, пытающегося взахлеб пересказать любимую книгу, и Мускетти не всегда находит удачные визуальные решения масштабным метафорам писателя. Но как минимум в одном его попытка превосходит все прочие экранизации Кинга: она дает ощутить хваленый стивенкинговский ужас на собственной шкуре.

Совершенно не случайно время действия фильма перенесено из романного 1958 года в самый конец 80-х, поближе к современному зрителю, которому ассоциировать себя с эпохой аудиокассет, диафильмов и глянцевых постеров (поддаваясь при этом ненатужной ностальгии) значительно легче. Основную ставку в обновленном соответственно антуражу сюжете Мускетти и сценарист Гари Доберман сделали на характеры семерых заглавных персонажей, преобразовав архетипичную школьную банду в духе недавнего телехита «Очень странные дела». Тут есть и шутки про члены, и вечная конкуренция за единственную девчонку, и главные атрибуты любого детства – велики и попса. Пускай не все герои «Клуба неудачников» соответствуют уровню и интонациям романной прорисовки, сходу и не вспомнишь, когда экранным подросткам удавалось столь бескровно брать штурмом зрительскую любовь.

Избавив своих протагонистов от кинематографических клише и наделив каждого уникальным голосом, Мускетти с Доберманом получили идеальных кинговских героев: живых, деятельных – тех самых, что могут активно противостоять эсхатологическому злу. А противостоять тут есть чему. В исполнении инфернального Билла Скарсгарда клоун Пеннивайз выглядит существом откровенно потусторонним: в нем намного больше от Фавна и монстров дель Торо, нежели от оригинальной телепостановки 1990 года. Будем честными: Пеннивайз Тима Карри, до сих пор считавшийся каноническим, сейчас воспринимается скорее карикатурным педофилом в костюме клоуна, от которого бросает в смех, но не в холодный пот. Мускетти и Скарсгарду, наконец, удалось представить ужас чем-то трансцендентным, не подчиняющимся рациональному человеческому осмыслению – их Пеннивайз неуловим подобно детскому ночному кошмару, автором которых он и является.

В связи с чем и характер ужасов в картине выдался совершенно особый: вместо пассивного нагнетания, за которым следует традиционное «бу!» (подобный прием здесь имеется, но он не главный), мы плечом к плечу с «неудачниками» сходимся с адским клоуном врукопашную и предпринимаем экстремальные попытки перебороть собственные страхи. Таким манером Мускетти вслед за Кингом отвечает и на один из главных вопросов, которым мучаются тысячи подростков по всему свету: единственный способ победить монстра (выдуманного или реального) – это не побояться взглянуть ему в глаза (а еще лучше – врезать по роже!). Подтверждение тому, что за таким нехитрым психологическим механизмом и кроется тропинка к взрослению, режиссер мудро оставил на вторую часть – при хорошей погоде она должна случиться ровно через год. 

«Оно» в российском прокате - с 7 сентября.

Материалы по теме

  • Попробуй доплыть: по фильму «Оно» выпустили игру

    21 августа 2017 / Редакция THR Russia

    Новая игра в духе 8-битных приставок по хоррору от Стивена Кинга.

    Комментировать
  • «Оно»: Кто смеется последним

    06 сентября 2017 / Ярослав Забалуев

    THR решил выяснить, чем нынешний фильм будет отличаться от мини-сериала 90-х и как сам Кинг воспринял новую картину.

    Комментировать
  • 70-летний юбилей Стивена Кинга отметят выставкой с разоблачениями

    04 сентября 2017 / Редакция THR Russia

    «Страхи и ужасы Стивена Кинга» расскажут и покажут всё об экранизациях символа печатного триллера.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора