Рецензия: «Орлеан»

Рецензия: «Орлеан»
Кадр из фильма «Орлеан»

У Андрея Прошкина в его сорок пять сложилась удивительно полноценная кинокарьера, которая развивалась постепенно, но всегда шла строго в гору. От крепкого детского кино («Спартак и Калашников») он перешел к многообещающей подростковой драме («Игры мотыльков»). Ее сменил точнейший и легкий «Солдатский декамерон».

Потом — жесткая спортивная драма «Миннесота» по сценарию Александра Миндадзе, в которой спорт был только фоном для выяснения отношений между двумя братьями, странами и мечтами. Следом — трагикомичный «Апельсиновый сок», эпичная «Орда» и телевизионный «Переводчик» (история учителя немецкого языка, который показывает оккупировавшему его город нацистскому офицеру пантомимы из фильмов самого известного еврея в мире — Чарли Чаплина).

«Орлеан» — нечто совершенно другое. Попытка Андрея Прошкина и сценариста Юрия Арабова выступить на территории абсурдистского юмора, черной магии и прочей нечисти. Сюжетная завязка напоминает смесь «Ревизора» и «Мастера и Маргариты». В некоем городе под названием Орлеан живут и грешат самые обычные люди. Беззаботно спят с кем попало, играючи опускают дубинку на голову подозреваемого и на потеху публике расчленяют девушек прямо на арене цирка.

В этой обстановке вялотекущего Содома и Гоморры и появляется некто Экзекутор. Что-то среднее между Воландом и Хлестаковым, чистым дьяволом и совестью. Играющий его Виктор Сухоруков — один из самых эмоциональных и пластичных актеров в российском кино — лишается в руках Прошкина практически всех своих фирменных ужимок. Играть ему приходится разве что одними бровями, отчего холодное пламя, спрятанное внутри, обжигает только сильнее.

Экзекутор появляется всегда неожиданно: то в больничной палате, то в тусклом свете уличного фонаря. Передвигаясь от жертвы к жертве, он использует только тихий вкрадчивый голос и многозначительные байки, чтобы те пришли в ужас. А там и до помешательства рукой подать.

Примеру Виктора Сухорукова следует Виталий Хаев, который тоже выписывает своего героя без лишнего шума и резких движений. Его персонаж — хмурый, неразговорчивый начальник в местном отделении полиции, доведенный Экзекутором до самоотречения и искупления через отшельничество.

Позволяет себе сорваться, да и то ненадолго, врач по имени Рудик (театральная звезда Олег Ягодин) — распутный гинеколог, позабывший про собственного лежачего отца. Однако после он возьмет в руки и себя, и суровую нитку с иголкой, чтобы решить проблемы с совестью, как и подобает врачу — хирургическим путем.

Не считая обезьян и прочих животных из бродячего цирка маньяка-иллюзиониста Бори Амаретто (Тимофей Трибунцев), в Орлеане есть лишь одно относительно безвинное существо. Это молодой парень по имени Игорь (Павел Табаков) — молчаливый поклонник героини Елены Лядовой (приз «Серебряный Святой Георгий» на 37-м ММКФ в категории «Лучшая женская роль»), последний рыцарь этих мест без страха и упрека.

В этом литературоцентричном и стопроцентно актерском кино, учитывая его специфический жанр, можно было легко провалиться в буффонаду, как в тартарары. Но в этом и заключается режиссерская смелость и мастерство Андрея Прошкина. Взяв на вооружение музыку The Tiger Lilies и Алексея Айги, а также камеру Юрия Райского, он подчинил абсурд четкой логике и ритму. Он сумел извлечь из фантасмагории греха (так жанр своей картины определяют сами авторы) чистую и гладкую мелодию.

Именно филигранная точность, с которой собраны воедино столь разные элементы, позволяет увидеть за обманчиво прямолинейным и морализаторским финалом, где зло повсеместно искоренено путем самобичевания, потайное двойное дно. Никуда не делись ни грешники, ни их грехи. Даже если временно заткнули себе рот, глаза и уши. Да и бьющаяся о «Книгу жалоб» новая жизнь лишь намекает, что это — не более чем затишье после бури и основные события еще впереди. Цирк снесло.

«Орлеан» / Россия, 2015 г., 110 мин. Режиссер: Андрей Прошкин. В ролях: Елена Лядова, Виктор Сухоруков, Виталий Хаев, Олег Ягодин, Тимофей Трибунцев, Павел Табаков, Евгений Сытый, Александр Бавтриков, Азамат Нигманов, Полина Шулика. В прокате с 17 сентября («Централ Партнершип»)

Материалы по теме

  • Шокирующая история о том, как Гитлер подчинил себе Голливуд

    07 октября 2013 / Ben Urwand

    Страстный киноман Адольф Гитлер, не пропускавший ни одной голливудской новинки, был буквально помешан на пропагандистской силе кино и предпочитал смотреть картины, которые демонстрировали истинные арийские ценности. Историк Бен Урванд расследовал, как нацистам удалось держать под контролем всю американскую киноиндустрию и почему такие фильмы, как «Великий диктатор» Чарли Чаплина, смогли появиться лишь после начала Второй мировой.

    Комментировать
  • Дэнни Бойл метит в режиссеры фильма о Стиве Джобсе

    22 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    А Леонардо ДиКаприо не прочь сыграть главную роль в байопике, сценарий которого написал Аарон Соркин.

    Комментировать
  • Максим Матвеев: «Я не пытаюсь вывести формулу успеха»

    24 января 2015 / Павел Прядкин

    В жизни номинант «Золотого Орла» — скромный интеллигентный человек с улыбкой, очаровывающей всех, кто находится рядом. Этот его дар отметила и знаменитая коуч Брэда Питта Ивана Чаббак. Впрочем, Максим завоевывать Голливуд пока не собирается — о чем и сообщил THR во время фотосессии для нашего проекта «Лица года».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus