Рецензия: «Пятница» с Данилой Козловским

Рецензия: «Пятница» с Данилой Козловским
Кадр из фильма "Пятница"

Вечером в пятницу всякий худо-бедно успешный москвич поспешает в «Пятницу»: модный столичный клуб отмечает свой день рождения. Все будет хорошо, пить будут до утра.

Трудно представить менее располагающий синопсис — при наличии умеренного воображения и хотя бы поверхностного знакомства с недавними российскими комедиями про московскую жизнь, сразу как будто понятно, что из этого выйдет: история провинциальной Золушки, находящей личное счастье в на первых порах неприветливом, но на деле верящем любви, слезам, честным глазам и божьим росам мегаполисе.

Вместо Золушки в «Пятнице» — москвич Виталий (Антон Шагин), рядовой менеджер туристической фирмы, который по наивности приперся на корпоратив, куда его не позвали коллеги. Принцем и одновременно доброй феей служит казалось бы бессердечный, а на самом деле тонко чувствующий бизнесмен — успешный производитель обуви Михаил (Данила Козловский в окладистой бороде). Он заключает со своим приятелем-владельцем клуба идиотский спор: если Михаил, потрудившись официантом до трех часов ночи, наберет десять тысяч чаевых, хозяин отдаст ему свою машину.

Добавляем камео селебретиз (в фильме есть секундное, но гениальное, без дураков, появление Никиты Джигурды, позволяющее вдруг понять, насколько скучен мир без его поутихшего ныне утробного рыка). Поливаем танцпол текилой. Врубаем бодрый саундтрек (в виде прокачанной до актуального гитарно-англоязычного формата советской эстрады. Хотя на выходе из кинотеатра с человеком все равно останется другая песня — мгновенная классика «Водка с пивом, мы гуляем с Ибрагимом»). Взбалтываем. Энергично монтируем. И получается кино, чьи понты ослепительны, сборы пропорционально ничтожны, а название стирается из памяти спустя день после релиза.

Но не в случае «Пятницы». При всей попсовости внешнего антуража, это одна из самых честных, пронзительных и правдивых отечественных картин последних лет. Режиссер и сценарист Евгений Шелякин обладает ценным умением, слегка сместив оптику, взглянуть на обыденные вещи под новым углом и ярко проповедовать банальные истины вроде расовой терпимости — как это сделано в его дебюте «Ч/Б». А еще — при общей завиральности сюжета (в «Ч/Б», напомним, зарезанный скинхедом кавказец становился ангелом-хранителем для своего же убийцы) цепко ухватить дух времени. При том, что главный из бездны недостатков одноразовых молодежных комедий — отсутствие связи с реальностью, тем более пронзительное, что они ее очень стараются воспроизвести. 

В фильме реальность пульсирующей басовой линией пробивается через веселье типового пятничного разгуляя. Если «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова — про элитарный декаданс излета тучных лет, то «Пятница» — про демократичный призрак бедности здесь и сейчас.

В пафосный клуб (снимали в Icon, ранее известном как «Рай») теперь впускают кого угодно. Фирма успешного Михаила, хотя и носит гордое название Paolo Visconti, тачает нарядно-нищебродские туфли по 1799 рублей за пару. Приехавшие по экстренному вызову сотрудники МЧС умоляют вызвать другую бригаду, сидя в застрявшем лифте. Владелец турфирмы на первых порах тостует за процветание, но тут же вздыхает: стоило зазеваться, тележку с овощами для борща у супермаркета сперли, и вся страна, как та тележка, катится невесть куда.

Кенгуру не ловится (есть тут и кенгуру), разбодяжен кокс, на оптимистический пионерский шлягер про «Прекрасное далеко» накладывается горестный монолог униженного и оскорбленного, по силе сопоставимый с образцами русской литературной классики. Стоило бы добавить, что маленькая трагикомедия Шелякина — практически современный ремейк пушкинского «Пира во время чумы», кабы не риск отпугнуть от хорошего фильма уважаемую легкомысленную публику, у которой, как и у героев, одна радость: отжечь в пятницу и дожить до следующей.

А впрочем, это именно он, пир.  

«Пятница» / Россия, 2016 г. Режиссер: Евгений Шелякин. В ролях: Данила Козловский, Настасья Самбурская, Катерина Шпица, Павел Деревянко, Кирилл Плетнев, Евгения Брик, Антон Шагин, Ян Цапник, Евгений Стычкин, Сергей Бурунов. В прокате с 26 февраля («Централ Партнершип»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы по теме

  • 10 самых ожидаемых российских фильмов 2016 года

    12 января 2016 / Дмитрий Осташевский

    THR выбрал десять киноновинок 2016 года от самых маститых режиссеров последних десятилетий.

    Комментировать
  • Рецензия: «Статус: Свободен» с Данилой Козловским и Елизаветой Боярской

    21 января 2016 / Дмитрий Осташевский

    История расставания, поданная в духе модного стэндап-выступления «Мы с моей девушкой…»

    Комментировать
  • Новые постер и трейлер: «Пятница» с Данилой Козловским

    20 января 2016 / Редакция THR Russia

    Клубные вечеринки, охота за чаевыми, литры алкоголя и гонки на крутых автомобилях — в комедии Евгения Шелякина.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора