Рецензия: «Про любовь» Анны Меликян

Рецензия: «Про любовь» Анны Меликян
Кадр из фильма "Про любовь"

Пo пустой московской улице, залитой утренним солнцем, едет на скейте беспечный не по годам художник (Евгений Цыганов). Он устал после ночи, проведенной в объятиях сразу обеих подруг — блондинки и брюнетки. Навстречу ему движется знаменитый психолог (Рената Литвинова) в запахнутом плаще — она все знает про любовь, она торгует ею и на лекциях, и по ночам, но сегодня была вынуждена до зари открывать бывшему мужу глаза на его новую невесту.

Двое встретятся на рассвете, улыбнутся друг другу и отправятся дальше — каждый по своим делам. Город просыпается, а Анна Меликян смотрит на его жителей как будто сверху, выхватывая камерой отдельные лица и рассказывая трагикомические истории из их жизни. В числе героев: влюбленная  девушка-милиционер (Равшана Куркова); арестованные ею поклонники аниме (Мария Шалаева и Василий Ракша); беззаветно обожающие Россию японские туристы; топ-менеджер на грани нервного срыва (Владимир Машков) и его неопытная ассистентка (Юлия Снигирь).

И все они — обаятельные маски, удивительно похожие на настоящих жителей и гостей столицы. «Про любовь» — опус магнум пока еще молодого, но уже очевидно зрелого режиссера Анны Меликян, которой удалось то, что в нашем кино почти невозможно: снять одновременно взрослую, очень остроумную, очень неглупую  и при этом потенциально кассовую комедию. Не изменяя ни собственному стилю, ни интонации, ни наблюдательности, ни склонности к постоянному поиску маленьких парадоксов и забавных дикостей, ни привычке работать с любимыми актерами (Цыганов, Шалаева). А неожиданное комическое преображение Равшаны Курковой, которая впервые сыграла у Меликян, заслуживает отдельного упоминания.

Перезапуском своей режиссерской карьеры (после 7-летнего перерыва на продюсерскую деятельность) Анна Меликян отчасти обязана Интернету. Два ее короткометражных фильма из цикла «Про любовь» (изначально сделанных для благотворительного аукциона) не первый год лихо собирают просмотры и лайки на YouТube.

Именно они помогли ей обрести уверенность, нащупать новую аудиторию, название-бренд и тему, раскрывать которую можно в границах все той же узнаваемой вселенной этого автора, обнаруженной еще в «Марсе» (2004). Герои и короткого, и полного метра — городские неврастеники, инфантильные романтики из разных социальных слоев, мечтающие о любви, находящие и теряющие ее в заданных обстоятельствах мегаполиса, который последние лет тридцать слишком быстро меняется и с трудом поддается камере, — некиногеничной, гудящей, распадающейся на фракции и страты Москвы.

Повествование у Меликян едино и одновременно фрагментарно. Истории перетекают одна в другую, герои случайно оказываются рядом, но проходят мимо — мало ли в Москве неврастеников? Связками между сюжетными линиями выступают также музыканты со своими вставными номерами (Noize MC или Елка), которые будто бы поют на улице — и внутри основных сюжетов и вне их. Тот самый Интернет, неизбежно присутствующий в повседневности маленьких и больших мониторов, также волнует Меликян. Для смайликов, эсэмэсок и инстаграмных лайков она находит адекватную экранную форму и едва ли не впервые в нашем большом кино интегрирует их в пространство города (и если «Убрать из друзей» Лео Габриадзе — это десктоп-триллер, то «Про любовь» можно назвать смартфон-комедией с элементами мелодрамы).

Выпуская своих героев в мир, Меликян берет за точку отсчета открытую площадку института «Стрелка» — символа просвещенного урбанизма, где выступает с лекцией героиня Ренаты Литвиновой. Из этой точки Москва кажется не Мордором, а городом в табакерке. Уютным миром, заключенным в объятия трех колец. И пока смотришь это кино, до самых финальных титров веришь, что такая она и есть.

«Про любовь» / Россия, 2015 г, 115 мин. Режиссер: Анна Меликян. В ролях: Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Василий Ракша, Юлия Снигирь, Владимир Машков, Алексей Филимонов, Евгений Цыганов, Александра Бортич, Мария Данилюк. В прокате с 10 декабря (A Company, «Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

  • Кинотавр 2015. Главный приз получил фильм «Про любовь» Анны Меликян. Фоторепортаж

    14 июня 2015 / Илья Миллер

    По два приза получили картины режиссеров из Екатеринбурга – «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Страна ОЗ» Василия Сигарева.

    Комментировать
  • Как снимали фильм «Про любовь» Анны Меликян

    15 июня 2015 / Михаил Рузманов

    THR представляет кадры со съемок картины, получившей главный приз «Кинотавра» и рассказывающей o нежных чувствах жителей современной Москвы.

    Комментировать
  • 8 сквозных тем и сюжетов фильмов 26-го «Кинотавра»

    16 июня 2015 / Илья Миллер

    Герои нового российского кино сидят в социальных сетях, рубятся в игры, возмущаются уродливыми скульптурами и, конечно же, влюбляются.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus