Рецензия: «Проигранное место» Надежды Михалковой

Рецензия: «Проигранное место» Надежды Михалковой

Среди подростков бытует легенда, что в местном кинотеатре есть проклятое – проигранное – место, сев на которое человек обязательно умирает. Вроде бы городская легенда не стоит того, чтобы на нее обращать внимание, но когда друзья начинают умирать именно после похода в кино, поневоле задумаешься: а может, легенда не врет и место и правда проклято?

Фильм еще с анонса начинал интриговать: мало того, что дебютная картина Надежды Михалковой, так еще и хоррор – жанр не самый популярный в России. Чаще всего попытки сделать что-то в нем заканчиваются печально, и на фоне многочисленных провалов даже редкие удачи смотрятся здорово.

«Проигранное место» на поверку оказывается довольно крепко сбит – с тем лишь нюансом, что это все же не хоррор, а триллер. И методы убийства, и множество других черт говорят о том, что ждать чего-то сверхъестественного не стоит, и убийца явно находится в стане живых. Это, к тому же, сразу начинает обыгрываться в сюжете: подростки подозревают друг друга, паранойя подогревается внешними событиями.

Злодей успешно скрывается до последнего момента – благо, мотивы действительно трудно понять. Само собой, что в итоге все становится ясно: кто, как, почему и зачем устраивал эти загадочные убийства, и нужно заметить, что смотрится все довольно логично – насколько это может быть применимо к человеку со сломленной психикой.

Царапают глаз чаще всего какие-то мелкие недоработки: то вдруг в провинциальном небольшом кинотеатре крутят фильм с английскими субтитрами, то отдельная сцена стилистически выбьется из общего потока, а то возникают небольшие проблемы с анахронизмами. Нельзя не придраться и к малому количеству насилия: от заявленного ждешь оторванных конечностей и грубой жестокости, а в кадр почти ничего не попадает, не говоря уже о малом количестве жертв. Но, как уже говорилось выше, это не хоррор, слэшер или сплэттер – это именно что триллер, в котором сюжет строится на поиске и поимке злодея, а не на развеселом фестивале крови.

Сильнее всего коробит в самом начале, когда актеры еще словно не разыгрались и выглядят деревянными – позже к ним то ли привыкаешь, то ли они и правда начинают играть куда более прилично. Это в основном относится к «школьникам» - к той же Анне Михалковой придираться совершенно не хочется, свою небольшую роль она отыгрывает вполне естественно.

Для отечественного хоррора фильм даже может стать в некоторой степени знаковым: это не очередная попытка обратиться к народному фольклору, а что-то более современное, имеющее отношение к нашему времени. Да, корни легенды уходят практически в «пионерские страшилки», но в данном случае это как раз плюс: истории о красных пятнах и черных руках пугали своей иррациональностью в детстве, да и сейчас удивляют своей странной логикой. Часто за этими историями стоят вполне реалистичные страхи: тот же знаменитый гроб на колесиках, скорее всего, вдохновлен обыкновенным воронком, которого и раньше боялись, и сейчас опасаются.

«Проигранное место» нельзя назвать однозначным успехом: у него есть ряд недостатков и проблем, на которые стоит обратить внимание. И тем не менее для российской жанровой картины результат достойный. Если закрыть глаза на отдельные моменты, простить недоигранные сцены и странные нестыковки, то фильм показывает себя довольно качественной картиной – особенно для дебюта.

«Проигранное место» в российском прокате с 1 ноября 2018 года.

Материалы по теме

  • 23 проекта отобраны для 4-го Московского Форума Копродукции

    15 июня 2012 / Редакция THR Russia

    В число наиболее перспективных копродукций, которые будут представлены потенциальным инвесторам, попали проекты Питера Гринуэя, Александра Котта, Павла Санаева и Дмитрия Дюжева.

    Комментировать
  • Начались съемки фильма «Ледокол» Николая Хомерики

    23 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    В масштабном фильме-катастрофе снимаются Петр Федоров, Анна Михалкова, Александр Яценко и другие.

    Комментировать
  • Рецензия: «Холодное танго» с Юлией Пересильд и Риналем Мухаметовым

    21 июня 2017 / Эмилия Деменцова

    Историческая драма Павла Чухрая о любви и предательстве в послевоенные годы.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus