Рецензия: «Проигранное место» Надежды Михалковой

Рецензия: «Проигранное место» Надежды Михалковой

Среди подростков бытует легенда, что в местном кинотеатре есть проклятое – проигранное – место, сев на которое человек обязательно умирает. Вроде бы городская легенда не стоит того, чтобы на нее обращать внимание, но когда друзья начинают умирать именно после похода в кино, поневоле задумаешься: а может, легенда не врет и место и правда проклято?

Фильм еще с анонса начинал интриговать: мало того, что дебютная картина Надежды Михалковой, так еще и хоррор – жанр не самый популярный в России. Чаще всего попытки сделать что-то в нем заканчиваются печально, и на фоне многочисленных провалов даже редкие удачи смотрятся здорово.

«Проигранное место» на поверку оказывается довольно крепко сбит – с тем лишь нюансом, что это все же не хоррор, а триллер. И методы убийства, и множество других черт говорят о том, что ждать чего-то сверхъестественного не стоит, и убийца явно находится в стане живых. Это, к тому же, сразу начинает обыгрываться в сюжете: подростки подозревают друг друга, паранойя подогревается внешними событиями.

Злодей успешно скрывается до последнего момента – благо, мотивы действительно трудно понять. Само собой, что в итоге все становится ясно: кто, как, почему и зачем устраивал эти загадочные убийства, и нужно заметить, что смотрится все довольно логично – насколько это может быть применимо к человеку со сломленной психикой.

Царапают глаз чаще всего какие-то мелкие недоработки: то вдруг в провинциальном небольшом кинотеатре крутят фильм с английскими субтитрами, то отдельная сцена стилистически выбьется из общего потока, а то возникают небольшие проблемы с анахронизмами. Нельзя не придраться и к малому количеству насилия: от заявленного ждешь оторванных конечностей и грубой жестокости, а в кадр почти ничего не попадает, не говоря уже о малом количестве жертв. Но, как уже говорилось выше, это не хоррор, слэшер или сплэттер – это именно что триллер, в котором сюжет строится на поиске и поимке злодея, а не на развеселом фестивале крови.

Сильнее всего коробит в самом начале, когда актеры еще словно не разыгрались и выглядят деревянными – позже к ним то ли привыкаешь, то ли они и правда начинают играть куда более прилично. Это в основном относится к «школьникам» - к той же Анне Михалковой придираться совершенно не хочется, свою небольшую роль она отыгрывает вполне естественно.

Для отечественного хоррора фильм даже может стать в некоторой степени знаковым: это не очередная попытка обратиться к народному фольклору, а что-то более современное, имеющее отношение к нашему времени. Да, корни легенды уходят практически в «пионерские страшилки», но в данном случае это как раз плюс: истории о красных пятнах и черных руках пугали своей иррациональностью в детстве, да и сейчас удивляют своей странной логикой. Часто за этими историями стоят вполне реалистичные страхи: тот же знаменитый гроб на колесиках, скорее всего, вдохновлен обыкновенным воронком, которого и раньше боялись, и сейчас опасаются.

«Проигранное место» нельзя назвать однозначным успехом: у него есть ряд недостатков и проблем, на которые стоит обратить внимание. И тем не менее для российской жанровой картины результат достойный. Если закрыть глаза на отдельные моменты, простить недоигранные сцены и странные нестыковки, то фильм показывает себя довольно качественной картиной – особенно для дебюта.

«Проигранное место» в российском прокате с 1 ноября 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Королевство полной Луны»

    17 мая 2012 / Тодд МакКарти

    Картина Уэса Андерсона, открывшая Каннский кинофестиваль – очень своеобразный, но безупречно выполненный портрет юной любви.

    Комментировать
  • Рецензия: «Тайна дома с часами» с Джеком Блэком и Кейт Бланшетт

    27 сентября 2018 / Сергей Сергиенко

    Хотели своего Поттера, вышло как обычно.

    Комментировать
  • Рецензия: «Два билета домой» Дмитрия Месхиева

    25 октября 2018 / Андрей Федоров

    История о мести маленькой сиротки, плавно переходящая в сагу о том, что простить можно почти все.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus