Рецензия: «Шпионский мост» Стивена Спилберга

Рецензия: «Шпионский мост» Стивена Спилберга
Кадр из фильма "Шпионский мост"

«Шпионский мост» — первый режиссерский проект Стивена Спилберга со времен «Линкольна» (2012). И в этой жизнеутверждающей мелодраме времен холодной войны можно рассмотреть новые для него мотивы. То, как Спилберг прославляет подвиг американского адвоката Джеймса Донована, сумевшего обменять политических заключенных, чувствуется ностальгия по тем временам, когда глобальный международный конфликт был более однозначным и понятным, нежели сейчас.

Воссоздавая с безупречной точностью политические события более чем полувековой давности, Спилберг и сценаристы Мэтт Чарман, Итан и Джоэл Коэны сделали центральной фигурой истории человека, далекого от политики. Герой Тома Хэнкса — эдакий Аттикус Финч из романа «Убить пересмешника». Примерный семьянин с твердыми моральными принципами. Юрист, уверенный в том, что «каждый человек важен» и «каждый имеет право на защиту». Тот, кому в разгар холодной войны приходится представлять в суде советского шпиона Рудольфа Абеля.

Действие фильма начинается в 1957 году (с ареста Абеля) и завершается в 1962-м, когда разведчика передают советским властям в обмен на американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса (Остин Стоуэлл). Но эти пять лет пролетают на экране, как один миг. Время сжимается. Кажется, что все происходит в течение одной-двух недель. И это ощущение многократно усиливает действия самого Джеймса Донована, которому не терпится покончить со своей миссией и вернуться к обычной жизни.

Америка времен правления Дуайта Эйзенхауэра показана на экране убедительно и ненавязчиво. Иной, незнакомый современным американцам Бруклин и устаревшая система нью-йоркского метро проносятся как фон. Отдельного упоминания заслуживает играющий Абеля один из величайших театральных актеров нашего времени Марк Райлэнс. Его экранная карьера складывалась не очень удачно, но «Шпионский мост» способен все изменить. То, как он изобразил человека, который по долгу службы должен казаться безликим, почти что невидимым, вызывает немое восхищение. На его лице, не поддающемся внешнему описанию (идеальный шпионский облик), невозможно прочесть ни единой эмоции. «Как можно быть таким спокойным?» — восклицает Донован, когда его подзащитного вот- вот посадят на электрический стул. «А что это изменит?» — отвечает герой Марка Райлэнса. И адвокату нечего возразить. Зато ему оказывается по силам заменить смертную казнь на длительное тюремное заключение под предлогом того, что в будущем Абель может выполнить функцию «разменной монеты». Когда же этот день настает, шпионская сказка Спилберга выходит на новый уровень напряжения и интриги. А адвоката отправляют в Берлин, где уже вовсю воздвигают «Позорную стену».

Важнейший исторический момент показан в фильме урывками: из окон поезда Донован видит, как солдаты открывают огонь по жителям Восточной Германии, которые пытаются пересечь границу между двумя мирами.

Конец истории известен: в предрассветный час на Глиникском мосту, который с тех пор именуют Шпионским, обмен успешно состоялся. Но сцена от этого не выглядит менее напряженной. Напротив. Финальные переговоры представляют собой вершину  драматического искусства — не оторваться. Чтобы вернуться из 60-х в сегодняшний день, придется дождаться, когда в кинозале вновь загорится свет и по экрану поползут последние титры.

«Шпионский мост»  (Bridge of Spies) / США, 2015 г., 150 мин. Режиссер: Стивен Спилберг. В ролях: Том Хэнкс, Остин Стоуэлл, Алан Алда, Эми Райан, Ив Хьюсон, Билли Магнуссен, Марк Райлэнс, Питер МакРобби, Доменик Ломбардоззи, Себастьян Кох. В прокате с 3 декабря («Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Стивен Спилберг об одержимости Линкольном, неожиданных открытиях и отсутствии компромиссов

    22 января 2013 / Галина Галкина

    Стивен Спилберг — один из немногих режиссеров, которого зрители знают в лицо. Перед премьерой исторической драмы «Линкольн» THR встретился с режиссером и выяснил, почему основная работа над фильмом прошла в архивах, и какой рекорд принадлежит освободителю американских рабов.

    Комментировать
  • Как детство Стивена Спилберга во время «холодной войны» повлияло на «Шпионский мост»

    25 ноября 2015 / Энди Льюис

    Режиссер при работе над шпионским триллером использовал свои детские страхи и фото отца из СССР.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора